fbpx


That`s Entertainment: Да здравствует Цезарь! (Итан и Джоэл Коэны, 2016)

Кирилл Горячок

Спустя 25 лет после «Бартона Финка» братья Коэн вновь обращаются к послевоенному Голливуду времени заката классической студийной системы. Появление телевидения, новое европейское кино и холодная война не единственные причины перемен в столице кинематографа. Изменился и вкус массового зрителя. Но голливудские мастера в это время снимают, пожалуй, самые феерические и масштабные картины за все время, стараясь удержать мечту и чудо на еще одно мгновение.

«Да здравствует Цезарь!» описывает несколько дней из жизни сотрудника студии Capitol Pictures Эдди Мэнникса — агента по устранению самых разных проблем, не связанных с кинопроизводством напрямую. А проблем внутри студии много. Похищен со съемок новейшего пеплума главный актер, звезда «водного мюзикла» беременна, мальчик-ковбой по требованию начальства вынужден играть в салонной мелодраме, и это только начало. На Мэнникса возложена важная миссия, не дать мифу Голливуда разойтись по швам, шоу должно продолжаться.

Построенная по подобию церкви, голливудская система несет свет и надежду простым людям. Подобно римскому центуриону, впервые встречающему Христа, в снимаемом на Capitol Pictures пеплуме зритель со всех уголков планеты встречается в темном зале с кино. Религиозные мотивы картины отзываются во всех ее героях, в частности, в Эдди Мэнниксе, святом праведнике голливудской церкви. Подобно Христу, он трижды будет искушаем Сатаной и сохранит веру и смирение.

Но на роль пастыря обездоленных и «нищих духом» посягнули коммунисты, красная угроза проникла в каждый американский дом и отнимает у Голливуда его паству. Холодная война наиболее популярная киноэкспозиция последних лет, в «Да здравствует Цезарь!» Коэны используют тему в традициях «Доктора Стрейнджлава». Сцена встречи голливудской звезды с коммунистическим кружком во главе с престарелым доктором Маркузе выглядит особенно ярко рядом с гуманистическими «Шпионским мостом» и «Трамбо».

Братья Коэн на протяжении всей картины используют огромное количество цитат и аллюзий на фильмы и биографии тех лет. Джон Форд, Винсент Миннелли, Эстер Уильямс, Джин Келли и многие другие, так или иначе, с доброй иронией воплощены на экране. Для непосвященных зрителей «Да здравствует Цезарь!» вполне способен стать гидом по последним дням старого Голливуда. Но не столь многое изменилось с тех пор, Коэны настаивают на религиозной способности кино нести людям чудо. Как пела Джуди Гарленд: «Мир — это сцена, а сцена — это мир развлечений!», — так был и будет устроен великий Голливуд, в который авторы с присущим им мастерством призывают нас верить.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*