fbpx


Заметки о фестивале 2morrow (Кирилл Горячок)

31 января состоялось закрытие фестиваля 2morrow. В этом году организаторы сумели порадовать всех без исключения любителей кино. Программа 2morrow представила большое количество фильмов, вошедших в конкурс Венецианского фестиваля. Наравне с многочисленными авторскими работами из разных стран, конкурсные картины выглядели особенно интересно и гармонично.

Из фильмов Венецианской программы, конечно, нужно выделить главного ее призера — дебют Лоренцо Вигаса «Издалека». На первый взгляд, картина отрабатывает механизмы типичной гей-драмы на фоне социального неравенства. Но со временем ее глубокий и спокойный нарратив вырастает в метафизическую историю о поиске отца. Внимательная работа Вигаса почти исключает диалоги и движение камеры, простенький сценарий ему удалось наполнить большим количеством недосказанности. Зритель прорывает молчание фильма в поисках ключа к механизму картины, в этот момент удается оценить по-настоящему крупную работу, совершенно независимую от романтизации иной сексуальной культуры.

Нынешний 2morrow также предложил три румынских картины, очень разные, но одинаково интересные, особенно в общем контексте новой волны национального кинематографа в этой стране. Две картины, одна из которых короткометражная, Адриана Ситару мне показались особенно характерными и прекрасными. Скромный «Арт» с его неподвижной камерой и бесконечным остроумным диалогом возрождает, казалось, утерянные бунюэлевские традиции сюрреализма, фундаментом которого всегда становится повседневность. Режиссер умело вводит зрителя в совершенно абсурдную ситуацию ради мощного финального аккорда, оставляющего зрителя удивленным и обескураженным.

Другая работа Ситару «Благие намерения» предвосхищает «Арт». Но здесь почти беккетовский абсурдизм растворен во вполне понятном каждому драматизме. Мать главного героя переживает инсульт, она вынужденно помещена в районную больницу. Сын немедленно приезжает туда и благородно пытается сделать все возможное, чтобы помочь матери. Фактически ничего больше в картине не происходит, она назойливо повторяет одни и те же диалоги и сцены, почти физически проводит зрителя по бесконечной спирали своего нарратива. Камера повествует от лица каждого из героев, кроме самого сына. Все вокруг уверены, что мать поправляется, что все идет по-прежнему, но внезапная болезнь матери поставила сына перед самим фактом смерти, его работа, покупки и любимые трусы, на днях выброшенные девушкой, больше ничего не значат. Однажды телефон зазвонит вновь, там будут плохие новости, и никто не поможет. Ситару удалось то, что не удалось известному режиссеру Рою Андерссону в его нашумевшей трилогии, а именно наполнить абсурд реальностью, живой историей, способной найти понимание и отклик у каждого.

Большой интерес вызвал показ одного из лучших фильмов прошлого года «Танжерин» о похождениях двух проституток транссексуалов в Лос-Анджелесе. Молодой режиссер Шон Бэйкер снял картину на iPhone, использовал реальных людей в качестве актеров. Но от этого картина не приблизилась к реалистическому осмыслению социального дна или романтизации трансгендерной культуры. «Танжерин» — во всех смыслах традиционная рождественская сказка, но с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Картина невероятно остроумно и тонко обращает нас к индивидуальным ценностям каждого, желанию вырваться из бытовых условностей, несмотря на всеобщее осуждение и непонимание. Режиссеру удалось наполнить картины социального дна сказочностью и красотой, показать, что даже самые табуированные темы прекрасно реализуются в диккенсовском рождественском ключе.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*