fbpx


Открытие фестиваля 2morrow: Франкофония (Александр Сокуров, 2015)

Кирилл Горячок

26 января в Центре документального кино и Музее Москвы стартовал фестиваль 2morrow. Фильмом открытия стала долгожданная премьера «Франкофонии» Александра Сокурова, снискавшей большой отклик на Венецианском фестивале в прошлом году.

Парижский Лувр — средоточие европейской культуры, свидетельство многовекового существования человека. «Франкофония» рассказывает вполне определенную историю оккупации музея нацистами в 1940 году. Но рассказ быстро уходит на второй план перед размышлением рассказчика — самого Сокурова — о судьбе искусства, озаряющего бесконечные войны и страдания. Оккупация музея иллюстрирует попытку вмешательства в историю, использования искусства в политических целях. Но, подобно Наполеону и призраку французской революции (оба скитаются по музею, силясь понять свои ошибки), фашистский министр Метерних и директор Лувра Жорж Жожар становятся лишь тенями на фоне великих произведений прошлого.

«Франкофония», конечно, задумывалась как идейное продолжение «Русского ковчега», картины Сокурова о петербургском Эрмитаже. Кроме того, русский музей становится одним из главных образов новой картины, ее идейным камертоном, обозначающим различие двух культур. Режиссер не скрывает своего пессимизма, уходящий в шторм грузовой корабль, везущий французские музейные экспонаты, терпит крушение. Рассказчик призывает капитана бросить все и спасаться, но экипаж продолжает движение. В этом и главная мысль картины, а вернее, ее вопрос. Не продолжается ли существование человека на земле, лишь покуда он самоотверженно бережет свое наследие? Сокуров не дает окончательного ответа, но ход его мысли остается очевидным.

Фильм начинается со слов режиссера о том, что картина о Лувре не получается. Она и не получилась. Перед нами разворачивается большое аудиовизуальное эссе автора об искусстве и истории. Романтическая старомодность Сокурова вновь заставляет нас оглянуться на многократно пройденные темы. «Франкофония» не сильно дополняет выводы «Русского ковчега», а с точки зрения режиссуры явно проигрывает ему.

Печальный взгляд режиссера на нашу историю сопровождает нас уже многие годы в его картинах. «Франкофония» не исключение и, конечно, не подведение итогов. Стремление наполнить реальную историю оккупации Парижа личными переживаниями, возможно, оказалось напрасным, поскольку сама эта история намного ценнее и глубже «неполучившегося» фильма.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*