Кирилл Горячок
«Девушка из Дании» основана на реальной истории первой медицинской операции по смене пола. Эйнар Вегенер вместе со своей женой живет в Копенгагене и зарабатывает на жизнь изобразительным искусством. Однажды ради эксперимента Эйнар надевает платье и позирует в образе Лили. Но вернуться к строгому мужскому костюму оказалось нелегко. Постепенно художник находит преобладание в себе женского начала, физически и эмоционально идентифицирует себя с Лили. Внутреннее смятение и переживания воплощаются во внешних переменах, Вегенер примеряет платья, накладывает макияж, привлекает внимание мужчин. Но его тело не позволяет художнику полноценно выразить свою сущность. Он решается физически изменить себя.
Внимание фильма целиком приковано к Эдди Редмэйну, сыгравшему Вегенера. Его женственность и яркая внешность позволяют ему использовать минимум усилий для перевоплощения в образ Лили. Мы видим Гораздо больше работы художника по костюмам, нежели актерского мастерства. Психологический разрыв личности героя фактически совсем не становится объектом фильма. Подобно двум чашам весов, сцены меняются от мужского к женскому обличию Вегенера. Жена героя, наоборот, исполнена мужским деятельным характером и деспотичной манерой общения. Смена ролей мужа и жены, пожалуй, наиболее проработанная линия картины.
Трансгендерность неоднократно становилась кинематографическим образом как с символическим подтекстом, так и в контексте эксплуатационного кино. «Девушка из Дании» использует тему исключительно с целью рассказать историю в классической форме, без скрытых связей и психоаналитических концепций. Но мелодраматичность происходящего не позволяет целиком довериться ему. Многочисленные беды и конфликты, связанные с осуждением Лили обществом переполнены романтической аккуратностью и сентиментальной драмой.
Жанровые и рейтинговые условности не позволили авторам полноценно подойти к реализации незаурядного сценария. Реальная история становится безжизненным слепком на экране. Режиссер Том Хупер не осмелился наполнить фабулу каким-либо смысловым содержанием, кроме простой констатации существования таких людей и историй. Сосуществование двух начал заслуживает более пристального кинематографического исследования. Скромная задача призвания к элементарной толерантности и пониманию вряд ли найдет отклик у тех, у кого трансгендерность не находила его ранее.
Сегодня все чаще в кино мы видим в качестве протагониста женщину, не уступающую мужчине. Смена пола происходит параллельно со сменой ролей. Мужчина все чаше уходит на второй план перед сильной женщиной. «Девушка из Дании» могла бы стать интересным примером в контексте современных тенденций и более того — гораздо глубже подойти к вопросам человеческой природы. К сожалению, мы видим лишь очередной повод для насмешки, которого авторы, кажется, стремились избежать.
Добавить комментарий