fbpx


Курс «Общая история кино»


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

kino

Лекция 1. Теоретические проблемы истории кино

На вводной лекции мы обсудим необходимость истории кино. Познания в этой области улучшают жизнь не только специалистам, но и всем зрителям. При этом история кино — самообновляемое знание, которое становится полнее с каждым моментом. Однако говорить о некоторой единой истории кино было бы некорректно. От большого нарратива, претендующего на объяснение всего, может быть полезно отказаться. В таком случае, гораздо полезнее говорить об историях кино, где множественное число соответствует множеству возможных подходов. Для того чтоб разобраться в обширном исследовательском поле, мы обратимся к известным различиям внутри дисциплины: описание и объяснение, хронология и причинность, индивидуализм и коллективизм, генерализация и абстрагирование. Вводная лекция призвана помочь присвоить себе материал всего курса и научить углублять собственное отношение к кино по мере знакомства с его историей.

Ведущий — Денис Салтыков

Лекция 2. Рождение кино

Кино рождалось в умах многочисленных изобретателей, в закрытых мастерских и лабораториях на протяжении всего XIX столетия. Каждый из его родителей вносил мельчайшую деталь в процесс воплощения в мир нового изобретения. Томас Эдисон, казалось, поставил точку, он изобрел фильм – картинки ожили, но именно братья Люмьер впервые организовали киносеанс с уникальной программой. Уже первая их картина «Выход рабочих с фабрики» привлекла внимания публики реалистичностью, ее сходством с жизнью. Параллельно Жорж Мельес снимает полноценные аттракционы, смешивая новое изобретение с театром. Но совсем скоро публика теряет интерес к повторяющемуся репертуару, а несовершенство киноаппаратов не позволяет перенести на экран мечты энтузиастов. Кино поглощает коммерция, борьба патентов.

Несмотря на затяжной кризис, с началом нового столетия, кино обретает свой язык в простейшем монтаже. Американские режиссеры Эдвин Портер и Дэвид Гриффит применяет все возможные приемы и эффекты для создания совершенно нового вида зрелищ. В этот период все развитые страны идут по пути создания большой кинопромышленности, студийной системы, появляются первые кинозвезды. Но именно американская система оказывается эталоном для остальных. Некогда заброшенная пустошь, Голливуд становится центром кинематографа к 10-м годам.

Именно о становлении кинематографа от простейшего аттракциона к новому виду искусства, с которым пришлось считаться самым неутомимым скептикам, пойдет речь на лекции.

Ведущий — Кирилл Горячок

Лекция 3. Голливуд и европейский авангард

Первая мировая война привела в кинематограф интеллектуалов и художников, жаждущих новых форм выражения. Они заявляют о кино как о седьмом искусстве, искусстве фотогении и пластики, вопреки театральной фальши и лжи классицизма.

Советские авангардисты путем новаторского монтажа стремятся преобразовать реальность из осколков прошлого, создать новый тип человека. Французский сюрреализм и немецкий экспрессионизм полностью обновляют язык кинематографа, расширяют его возможности и роль публики. Но совсем скоро новое кино теряет зрителя, торжество голливудской коммерческой системы, а также успех первых звуковых лент почти полностью сворачивают движения авангарда. Голливудская продукция к концу 20-х, вновь возглавляет мировой рынок.

Как и почему мировое движение киноавангарда терпит крах с концом немого кино, а так же отчего именно голливудские режиссеры завоевали зрителя во всем мире?

Ведущий — Кирилл Горячок

Лекция 4. Приход звука

Многие кинематографисты скептически отнеслись к приходу звука. Несмотря на то, что большинство из них успешно продолжили свое творчество, немало трагедий повлекло собой обновление киноискусства. Идеи умершего авангарда воспринимает мультипликация. Кинематограф же идет на сближение с массами, рождается строгая и регламентированная цензурой система жанров. Кино становится проводником идеологии. Мы рассмотрим эволюцию голливудского кино, а также особенности жанровой системы сталинского кино в СССР.

С началом войны усиливается цензура. В СССР начинается период «малокартинья», снимать кино становится практически невозможно. В Голливуде зарождаются предпосылки «Маккартизма», а в Германии и Франции кинопроизводство фактически остановлено. Но почти в одно время выходят две этапные картины для истории кино «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса и «Иван Грозный» Эйзенштейна. Обе остались незамеченными в день премьеры, но их новаторский киноязык вскоре изменит все мировое кино.

Ведущий — Кирилл Горячок

Лекция 5. Возникновение концепций кино как искусства

Восприятие кино как искусства — идея, получившая наибольшее распространение в середине прошлого столетия. В США это прежде всего было связано с тактикой конструирования ореола «непонятности» вокруг фильма. В специальных кинотеатрах, называвшихся артхаусами, с конца 1940-х шли сеансы старого и современного европейского кино, которое вне актуального контекста воспринималось американской аудиторией как специфически туманное. В 50-х во Франции новое поколение кинокритиков и режиссеров атакует литературоцентричный кинематограф своих предшественников и создает теорию авторского кино, ставшую очень влиятельной во второй половине XX века. Сейчас концепции авторства претерпели значительные изменения, но продолжают воздействовать на теорию и практику как независимых фильмов, так и жанровых работ.

Ведущий — Денис Салтыков

Лекция 6. Реализм и цензура

Итальянский неореализм, возникший с окончанием войны, впервые в истории кино обратился к изображению реальности такой, какая она есть, к простому человеку, чьи судьбы вновь и вновь ломаются от несправедливости и жестокости мирового устройства. Итальянские кинематографисты изменили язык мирового кино вместе со вкусами зрителей. На экранах всего мира появляются молодые герои, они говорят о настоящих проблемах. Центральный герой 50-х – ребенок, ставший взрослым слишком рано.

Молодежные движения приходят в кино, возвращается диалог поколений, возобновляются авангардистские поиски в киноязыке. Французская «Новая волна», английские «рассерженные», новая советская школа, отталкиваясь от основ неореализма, художники ищут самовыражения в кино.

Тяжелее всего войну переживает Япония. Атомная катастрофа перевернула национальное самосознание японцев, породила комплекс неполноценности, обособила от мирового культурного процесса. Но с 50-х новые режиссеры с помощью кино заявляют о собственной идентичности. Японские мастера становятся в один ряд с главными европейскими авторами.

Война изменила и Голливудскую продукцию, жанровые условности расширяются, в классическую драматургию проникают модернизм и психоанализ. С конца 40-х в США начинается эпоха «Маккартизма», борьба с коммунистическим влиянием более всего касается именно Голливуда. Ужесточается цензура, многие мастера вынуждены покинуть страну, либо вовсе отказаться от дальнейшего творчества. Но к концу 50-х появляются первые независимые режиссеры, отстаивающие новые кинематографические принципы в противовес Голливуду и цензуре.

Ведущий — Кирилл Горячок

Лекция 7. От Нового Голливуда к современному блокбастеру

Когда мы сегодня говорим о «типичном голливудском» или, еще грубее, о «типичном американском» фильме, то, как правило, имеем в виду современный блокбастер. Тем не менее продукция США фактически разнородна, и даже Голливуд инкорпорировал в себя модели независимого кинематографа, создав своеобразный феномен Индивуда. Истоки современного положения дел мы проследим с 1967 года, с которого кинокритики отсчитывают период Нового Голливуда. Молодые режиссеры, впоследствии ставшие мировыми знаменитостями, Стивен Спилберг, Джордж Лукас, Фрэнсис Форд Коппола и другие объединили в своих фильмах подходы европейского авторского кино, голливудской классики 50-х и американского низкобюджетного эксплуатационного кино. Лекция будет строиться вокруг вопроса, как Новый Голливуд развивался и стал основой современной кино-реальности.

Ведущий — Денис Салтыков

Лекция 8. Национальные кинематографы

Национальный кинематограф предполагает собственное отличие от условно интернационального. Как правило, под последним понимаются глобалистские тенденции, обычно ассоциируемые с Голливудом. Каннский кинофестиваль ставит своей задачей отбор качественных фильмов из разных стран мира, но при этом сформировал собственный узнаваемый формат. В итоге дискуссия о национальном/интернациональном становится проблемной уже на уровне базовых терминов. На лекции мы поговорим о концептуальных сложностях этого поля и обратим внимание на некоторые национальные кинематографы последних пятидесяти лет. Полезные примеры конструирования «национального» мы увидим в революционном Третьем кинематографе стран Африки и Латинской Америки, в низкобюджетных фильмах румынских и греческих режиссеров и др.

Ведущий — Денис Салтыков

Лекция 9. Время перемен: Страны соцлагеря

После Карибского кризиса в коммунистических странах усиливается государственный контроль над кинопроизводством. Свобода самовыражения, коей добивались молодые режиссеры эпохи «оттепели» отныне полностью регламентирована и бюрократизирована.

Авторское советское кино 70-х либо уходит на «полки», либо изолировано от зрителя, почти не посещающего кинотеатры в этот период. Налаживается производство художественно слабых, но идеологически верных картин.

В этой обстановке сворачиваются и искания молодых режиссеров стран соцлагеря, прежде всего Чехословацкая «Новая волна». С начала 60-х чехи прошли путь от чистого формализма и сюрреализма до широкой сатиры и критике социализма и бюрократизма.

Схожий процесс проходил и в Польше, где с 50-х развивалась национальная киношкола. Традиции неореализма и документального кино были восприняты Анджеем Вайдой, Ежи Кавалеровичем и Анджеем Мунком. Избегая авангардизма, молодые мастера стремились найти национальную идентичность, вопреки коммунистической идеологии, одни из первых они осмысляют личный опыт войны.

Некогда великая немецкая кинематография, после войны, была раздроблена подобно самому государству. В 60-е со снижением мирового кинопроизводства и развитием телевидения закрывается главная немецкая киностудия «УФА». Молодые художники символически восприняли это событие, как знак к приходу нового кино. Новая немецкая волна начинается с осмысления своего прошлого, с борьбы против социальной апатии и безразличия. В 70-х именно немецкие режиссеры создают лучшие европейские картины, утверждая позиции авторского кино в новом мире массовой культуры и телевидения.

Ведущий — Кирилл Горячок

Лекция 10. Попытки концептуализации современности

Современное поле дискуссий о кино во многом строится вокруг распространения цифровых технологий. Фильм лишается значительной части своей материальности, спецэффекты демонстрируют бесконечный потенциал, а зритель при выходе из кинозала во многих случаях не расстается с картиной, а ищет продолжения истории в играх, на специальных сайтах и приложениях для гаджетов. Экраны теперь могут сопровождать человека в его перемещениях, ранее это была исключительно прерогатива книжек. Радикальной интерпретацией таких перемен служит заявление о смерти кино, но далеко не все единодушны в этом мнении.

В то же время изменения в социально-политическом контексте затрагивают процессы производства, проката и потребления фильмов. Интернет и сопутствующее ему пиратство бросают вызов капиталистическим представлениям об интеллектуальной собственности. Распространение технологий также ставит под вопрос разделение между массовым и элитарным кинематографом. Эти тенденции и попытки их критического осмысления станут основными сюжетами нашей завершающей лекции.

Ведущий — Денис Салтыков

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*