fbpx


Цикл лекций «История искусства: истина и иллюзия»


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Лекция 1. Искусство античности: истина и иллюзия

iskusstvo1
Вилла Мистерий, Помпеи.

Человек видит мир, благодаря зрительному опыту, мир воспринимая и осмысляя. Зачастую процесс зрения рифмуется с процессом понимания – прозреть, занять точку зрения, увидеть истину и т.д. Художник тоже видит мир и изображает его определённым образом, что происходить в этот момент – копирование мира, создание альтернативного мира художественного искусства, уходящего своими корнями в сакральный и мистический опыт или оптическая иллюзия? На нашей лекции мы поговорим о том, как зарождалось европейское понимание визуального, изобразительного искусства. Что такое живописная истина и иллюзия для античного и европейского мира, как происходило осмысление искусства, что философия и миф думали о нем.

Лекция 2. Средневековое искусство: истина и иллюзия

iskusstvo2
Св. Лука рисует Мадонну

Мир и человек Средневековья очень тонко чувствовали истину и иллюзию этого мира: теология, символика, церковь учили отличать зерна от плевел. Средневековье наполнено чудесным и воображаемым, мистическим и священным: чудеса святых, подвиги, мученичества, с другой стороны – дьявол, искушения, черти, наполняющие пространство дольнего мира. Что происходит в этот период с изобразительным искусством? Именно в Средневековье оно обретает особый статус, свойственный именно для европейской культуры. На нашей лекции мы поговорим о том, что такое икона и почему возможно изображение Бога, если запрещается создание кумира. В каких отношениях находится человек и Бог, как образ и его подобие, является ли человек картиной Бога или дьявола и что было иллюзией средневекового искусства.

Лекция 3. Живопись Возрождения: между истиной и иллюзией

isk

Эпоха Возрождения совершила необычайные и беспрецедентные изменения в искусстве. Живописный мир, столетиями так или иначе жившей в античных художественных принципах, открыл новые горизонты и принципы. Великие художники и деятели Возрождения: Мазаччо, Брунеллески, Боттичелли, Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и другие открывали новые оптические миры, боролись за истину иллюзорного пространства картины. На нашей лекции мы поговорим о том, как изменились принципы видения в искусстве, что такое перспектива, какие оптические иллюзии и фокусы практиковали художники, чтобы добиться устроения новой живописной реальности. Мы поговорим про то, как художники обучили глаз видеть, а мысль выстраивать определённым перспективным образом.

Лекция 4. Живопись Барокко: мир иллюзии и обманки

Vanitas-Still-Life-by-Jacques-de-Gheyn-the-Elder

На смену витальной, чувственной, титанической и интеллектуальной живописи Возрождения приходит сначала эпоха маньеризма, далее – барокко. Мир Нового времени открывает новый мир человеческому сознанию, искусству. Радужные и оптимистические идеи Возрождения сменяются поиском, сомнением, ощущением игры и иллюзорности. Затейливая, вычурная, прекрасная живопись XVIIвека блуждает между чрезмерностью, строгостью и излишеством. На нашей лекции мы поговорим о живописи эпохи сомнения и эпохи разума, проявившей себя в различных аспектах творчеством разных художников: в натюрморте, vanitas, пейзаже, архитектуре барокко, скульптуре Бернини и живописи Веласкеса.

Лекция 6. Живопись и философия: возвышенное и жуткое в искусстве

kaspar
Caspar David Friedrich

В искусстве практически каждого художника можно найти образы жуткого и возвышенного.  Пугают ли зрителя экспрессивные картины Э.Мунка или Э.Нольде, заставляют ли трепетать работы романтиков К.Д. Фридриха, У.Тернера или импрессионистов? Почему? Такое впечатление, что И.Фюссли и Г.Доре прикасаются к материи страха, в то время, как И.Айвазовский к героическому и возвышенному. Созерцая произведение искусства, мы его переживаем, анализируем, осмысляем. Но всегда остается то, что мы не можем узнать до конца, нечто, цепляющее наше воображение, зрение, чувство, к чему мы потом возвращаемся в наших воспоминаниях. На нашей лекции мы поговорим о философских категориях «возвышенного» И. Канта и «жуткого» З. Фрейда в живописном искусствеXIX-XXвв.

Лекция 7. Живопись. Импрессионизм: искусство чувствовать

Впечатление. Восходящее солнце. Клод Моне
Впечатление. Восходящее солнце. Клод Моне

На лекции пойдет речь об одном из важнейших направлений в искусстве XIX века — импрессионизме. И даже если скептически полагать, что не только с рождения этого направления берет начала современная живопись, то все равно, переоценить значение Импрессионизма в искусстве трудно. Живопись импрессионизма поставила новые вопросы перед искусством, дала новые выразительные средства и энергию для безудержного художественного поиска во второй половине 19- начале 20 вв. На лекции мы поговорим о философии, эстетике и специфике художественного мира импрессионизма, посмотрим в каком культурном контексте он возник и развивался. Обратимся к открытиям Импрессионистов, а также поговорим про их ярчайших представителей: Эдуарда Мане, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Камиля Писарро, Альфреда Сислея, Берту Моризо.

Пленительный декаданс «Серебряного века»: живопись, философия, поэзия

siren
М. Врубель. Сирень

Кокаин и Прекрасная Дама, икона и «Демон» картин… «Серебряный века» — такой разный, противоречивый, с особой художественной атмосферой поэтических салонов и кабаков, ожиданием божественного откровения и предчувствием неминуемого Апокалипсиса, «век», когда скандальность граничила с лирикой, бунт безудержного веселья с вселенским отучением.  На лекции речь пойдет об удивительном периоде русской культуры, мы поговорим о поэзии символизма и живописи конца XIX-ого века, о философии «серебряного века» и пленительном декадансе жизни художника в Санкт-Петербурге конца XIX-ого – начала XX веков.

Советское и антисоветское искусство: живопись XX века

shar
Лучишкин С. Шар улетел

На нашей лекции, посвященной искусству XX-ого века, мы поговорим об искусстве и культуре страны Советов, про живопись официальную и неофициальную, идеологическую и анти. Какие художественные, эстетические и идеологические нормы и ценности были заложены в искусство советского периода, как они были выражены в живописи, архитектуре, кино и других видах искусства, а также, что художники диссиденты, нонконформисты противопоставляли основной линии партии и ее взгляду на художника и искусство, — эти и другие вопросы будут темами нашей лекции, затрагивающей проблемы каноничного, тоталитарного и внеканоничного, антисоветского советского искусства.

Лектор — Валерия Косякова


Комментарии

юлия

Добрый день! Можете уточнить, когда будет продолжение лекций?

Ответить

Пунктум

Здравствуйте, Юлия! Следующая лекция состоится 27 февраля в 17.00. Анонс скоро появится на сайте 🙂

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*