fbpx


Курс лекций «Французский импрессионизм: предшественники, отцы-основатели, ниспровергатели»


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Революционер-одиночка и отец-основатель импрессионизма: живопись Мане и Моне — 3 января в 17-00

impressionism-03
Эдуард Мане. Бар в Фоли-Бержер (1881-82, Галерея Курто, Лондон)

 «Тихий революционер» Эдуард Мане «изобретает» картину-объект, которая прокладывает путь абстрактной живописи, освобожденной от самого изображения. Поиски Клода Моне ведут к попыткам передать «мгновенность», отказу от черного и новому способу работы с красками на холсте. Начиная с открытия Брунелески и Альберти прямой перспективы живопись стремится скрыть факт двумерности полотна, а выбор способа освещения картины определяет для зрителя некоторое идеальное место, «с которого только можно и нужно было разглядывать картину». Задачей живописца на несколько столетий становится искусство иллюзии, пока не приходит Мане, чтобы повторно ввести «материальность холста в изображаемое».

impressionism-01
Клод Моне. «Белые кувшинки». (1899, ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва)

Клода Моне тоже не интересует глубина пространства и живописная пластика, его привлекает красочная мозаика, которую создают украшения наЭ платьях, цветы на лугу, листья, пронизанные солнечным светом. Господствующие мотивы его картин – это вибрация света и создание нарядных красочных панно.

Работы обоих мастеров становятся поворотным пунктом в истории европейской живописи. Они экспериментируют и меняют свой стиль, постоянно находясь в поиске новых решений, открывая дорогу всей живописи XX столетия.

Огюст Ренуар: поэзия живописи — 4 января в 17-00

impressionism-06
Пьер-Огюст Ренуар. «Спящая обнаженная». (1897, собрание О.Райнхардта, Франция)

Выходец из бедной семьи портного, Пьер-Огюст Ренуар уже в первых ученических работах поэтичен и изящен, и эти качества его живопись сохранит до самого последнего натюрморта с двумя яблоками, который он напишет за четыре дня до смерти. Сдержанная просветленность перламутровых тонов Ренуара создает чудо живописи настолько естественной, как дыхание. Один из художественных критиков писал, что «рука Ренуара создана для того, чтобы изображать счастье, которое испытывает взгляд». Художник прослеживает все нюансы цвета, тончайшие переходы от тона к тону, он лепит форму тонкими вытянутыми мазками. В сценах с человеческими фигурами он открывает свою разновидность импрессионизма, передавая на холстах прелесть и грациозность женских фигур, вибрирующими мазками создавая нежную и легкую живопись, сродни работам Ватто и Фрагонара.

Винсент Ван Гог: «Саму жизнь надо искать в цвете» — 6 января в 17-00

impressionism-05
Винсент Ван Гог. «Звездная ночь. Сен-Реми». (1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк)

 Раскрытие духа посредством цвета – так можно определить концепцию творчества великого мастера. Он учится и у голландцев XVII столетия, и у Леона-Августина Лермитта, французского художника середины XIX века, пробует писать и в манере импрессионистов, экспериментирует с подходом пуантилистов. Но между 1887 и 1888 годами художник находит собственную «простую» манеру, в которой и написаны его самые знаменитые произведения. И ключ к этой манере – цвет: «Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино. Издали он казался жёлтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — жёлтые отблески заката», — пишет Ван Гог. Его форма – прерывистая и подчеркнутая, без переходов и рельефов, его цвета – антипод импрессионистического цвета. Но за всем этим скрывается нечто большее – поиск смысла и веры: «Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды».

Поль Гоген: ненасытная жажда красоты — 7 января в 17-00

impressionism-04
Поль Гоген. «Дорога. Таити». (1891, Институт искусств, Миннеаполис)

 Легенда о «добродетельном дикаре» Руссо стала популярной еще в XVIII веке, но лишь Гоген попытался воплотить ее всей своей жизнью. Прожив первые 35 лет жизнью вполне светского человека и семьянина, в 1883 году он бросает семью, службу в банке и полностью отдается живописи. Он мечется между Бретанью и Провансом, едет на Мартинику, затем на Таити, ищет свой стиль, основывает сначала одну школу, затем другую, терпит крайнюю нужду. Но под его обаяние «примитивного человека» попадает и Ван Гог, и Малларме, его проповеди, разоблачающей ложные условности цивилизованного общества, собирают рукоплескания просвещенной публики. Однако главным наследием Гогена становятся все-таки не его философские взгляды, а живопись. Художник отказывается от свето-теневых эффектов, его хроматическая гамма цвета солнечного заката воспевает значение цвета так же, как импрессионисты воспевали свет. Его композиция приобретает декоративный характер. Искусство Гогена прокладывает дорогу и модерну, и символизму, а сам он умирает во французской Полинезии в нищете и забвении.

Поль Сезанн: правдивость «искривленного» видения — 8 января в 17-00

impressionism-02

Принципиально иное видение мира, характеризующее работы этого мастера, стало поворотной точкой в живописи XIX века, дверью. Сезанн отказался от линии, утверждая, что это – абстракция, и видел в основе предметов простые геометрические формы – шар, конус, цилиндр. Его мир будто собран из кубиков, художник отказывается от детализации так же, как и от игры света и тени, характерной для импрессионистов. Всю свою жизнь он снова и снова возвращается к изображению горы св.Виктории, и в последних работах достигает передачи чувства грандиозного мира, необъятного пространства, которое его кисть пишет все более свободным мазком, все более интенсивным цветом. Эстетика Сезанна повлияет на Кандинского и Малевича, на Матисса и Пикассо.

Лектор:

Елена Забродина, искусствовед, участник и лектор проекта «Арт-Депо», магистратура «Зарубежное искусство XV- начала XX века»Российского Государственного Гуманитарного университета.

Стоимость:

Стоимость посещения — 400р.

Оплатить сейчас — [rk_button sku=»1512151359″ description=»Французский импрессионизм: предшественники, отцы-основатели, ниспровергатели» price=»400″]

Запись:

Запись по телефону: +7 910 478 65 54 

или через форму ниже:

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*