fbpx


Superнянь 2 (Николас Бенаму, Филипп Лашо, 2015)

Денис Салтыков

«Superнянь 2», сиквел французской вариации на тему «Мальчишника в Вегасе» был показан в Париже 14 октября, но выход в широкий прокат выпал на 2 декабря. В России — на 3 декабря. То есть премьеры прошли спустя менее трех недель после серии терактов. И юмор создателей этого фильма воспринимается в текущем контексте по-особенному.

Картина крайне неполиткорректна. Шутки практически целиком состоят из штампов сексизма, эйджизма, сексуальной гетеронормативности и, наконец, колониального дискурса. Основные ценности выстраиваются вокруг романтической линии сюжета: главный персонаж Фрэнк (его играет один из режиссеров и сценарист обеих частей Филипп Лашо) собирается сделать предложение своей девушке Соне, которая без всякого стеснения «пилит» его с первых минут фильма. Вскоре пара ссорится, а протагонист влипает в историю и пропадает в лесах Амазонки с компанией своих инфантильных друзей, передвигающейся на коляске бабушки самой Сони и двух девиц, которые не против курортного романа со случайным встречным. Итак, есть ценностный каркас — любовь, которая должна привести к счастливой помолвке, но предварительно персонажам нужно пройти испытание чувств. Повторяющийся мотив — измена партнеру: жена богатого защитника природы изменяет супругу с хозяином отеля (он же — отец Сони), девица легкого поведения тоже собирается изменить своему жениху, которого нет с ней на отдыхе. Главный кандидат на воплощение фантазии о курортном сексе — Фрэнк. Вокруг знакомой системы культурных норм, противоречиво обязывающих одновременно хранить верность моногамным отношениям  и, раскрепостившись сексуально, «брать от жизни все», выстраивается множество типичных комедийных ситуаций.

Теперь о колониальности. Самой яркой линией в этом смысле оказывается отношение персонажей к повстречавшемуся им дикому племени. Туземцы изображены как дикий народ с экзотическими обычаями, взгляд создателей фильма неприкрыто воспроизводит колониальные картинки ради развлечения зрителей. Это апелляция к бытовому шовинизму деполитизированного обывателя, того самого, которого постоянно атакуют карикатуристы знаменитого левого журнала «Шарли Эбдо». Фильм «Superнянь 2» также работает с неполиткорректным юмором, только здесь он стоит на службе консервативной идеологии. Возвращаясь к контексту проката картины, отмечу особое место исламофобских шуток. Их выдает бабушка Сони, женщина не менее гривуазная, чем друзья Фрэнка. Наиболее смуглого из ребят она периодически провоцирует, указывая на цвет его волос и оттенок кожи и подозревая в терроризме (при посадке в самолет бабушка предупреждает, чтоб парень не вздумал ничего взрывать).

Усиление стереотипа «все арабы — террористы» совпадает с риторикой консервативных СМИ и ультраправых партий. Тем временем во Франции «Национальный фронт», возглавляемый Марин Ле Пен, прошел во второй тур выборов, который состоится 13 декабря. В США кандидат в президенты от Республиканской партии Дональд Трамп предлагает запретить мусульманам въезд в страну, при этом он остается одним из ведущих политиков в предвыборной гонке. Во многих СМИ одиночные атаки палестинцев в Израиле описываются так, словно единственной причиной этому является пещерная юдофобия, тогда как продолжающаяся почти девять лет блокада сектора Газа не удостаивается в соответствующих статьях даже краткого упоминания. В условиях неопределенности и жестокости окружающего мира легким выходом кажется натурализация, объявление каких-то групп людей «естественным злом», врагами. Простота такого взгляда на мир ведет не к стабилизации, но к еще большему насилию. К сожалению, сейчас фильм «Superнянь 2» оказывается не просто обыденной комедией с позиций реакционной идеологии, но звеном, закрепляющим ксенофобию на уровне повседневности.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*