fbpx


Помоги себе сам: В сердце моря (Рон Ховард, 2015)

Денис Салтыков

Голливудский блокбастер «В сердце моря» эксплуатирует популярность классического романа «Моби Дик». Только на этот раз новизна фильма обеспечивается не новой интерпретацией, а иным сюжетом — подлинной историей крушения китобойного судна «Эссекс». Потенциальной зрелищности в этой трагедии и вправду много: странная атака огромного кита, блуждания борющихся за жизнь моряков по Тихому океану, каннибализм как последнее средство спасения. Двумя годами ранее крушение «Эссекса» уже было адаптировано британцами для ТВ в фильме «Кит» (Олрик Райли, 2013). Но историю ждал большой бюджет и Рон Ховард как режиссер и продюсер.

Не упомянуть о том, что именно трагедией «Эссекса» вдохновился Герман Мелвилл, разумеется, со стороны создателей блокбастера было бы финансовым риском, так известный американский романтик переносится на экран и становится точкой входа в сюжет. Он расспрашивает выжившего моряка Томаса Никерсона о трагедии, тогда как сам ищет вдохновения для своей новой книги. Эта линия не введена впустую, Мелвилл отражает и воплощает ценностный лейтмотив картины — борьбу за свою судьбу и способность взять ее в собственные руки. В центре рассказа Никерсона оказывается Оуэн Чейз (в исполнении Криса Хемсворта, который известен своей ролью Тора в экранизациях комиксов корпорации Marvel), чье происхождение не дает ему занять должность капитана, зато дает снобствующему Джорджу Полларду младшему — капитану «Эссекса» — повод для высокомерия. В экстремальной ситуации Чейз ожидаемо показывает, насколько он хорош. Так же в иной ситуации реализует себя и Мелвилл — пишет качественную книгу, впоследствии вошедшую в литературный канон. Третьим персонажем, борющимся за свою судьбу, становится огромный кит, который трактован в фильме не как природная аномалия, но как мститель за истребление своего рода.

Традиционный для американской культуры «сделай-себя-сам»-месседж в картине «В сердце моря» подается через техничную картинку, превращающую опасный океан в экранный аттракцион. Причем «прокатиться» можно и чувствительной аудитории, каннибализм лишь обозначен, а на высохшие губы погибающих моряков можно смотреть с чистой эмпатией без примеси отвращения. Пожалуй, эта привычная голливудская стерильность и отсутствие провокаций любого рода сдерживают меня от того, чтоб писать о фильме как о событии. Я забуду «В сердце моря» очень скоро, но это и неплохо. Во всяком случае, зрительское ожидание блокбастер о выживающих моряках с рейтингом PG-13 оправдать вполне способен.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*