fbpx


Война внутри: Дипан (Жак Одиар, 2015)

Кирилл Горячок

Главный приз Каннского фестиваля, отданный фильму Жака Одиара, вызвал удивление и негодование среди критиков всего мира. Победа трактовалась по-разному, но, если не вникать в фестивальные интриги, нельзя не признать художественной силы и острой актуальности картины.

Бывший участник гражданской войны в Шри-Ланке стремится найти новую жизнь в мирной Европе. Под вымышленным именем Дипан вместе с фальшивой семьей он прибывает во Францию, где вынужден выживать в условиях парижского гетто. Со временем все налаживается, появляется сносная работа, члены вымышленной семьи сближаются, находится общий язык с местными.

Но Дипана начинают преследовать духи прошлого, он ощущает себя предателем, здесь не его место. Семья начинает распадаться вместе с сознанием героя. Параллельно в их районе начинается война между двумя французскими бандами. Ежедневные перестрелки отзываются в душах беженцев, они слишком хорошо знают, что это такое. Дипан вновь встает на защиту семьи, которую однажды уже потерял.

Актер Джесутасан Антонитасан, сыгравший главную роль, сам некогда был участником событий в Шри-Ланке. В целом фильм выстраивается именно на непрофессиональной, и оттого наиболее выразительной, игре актеров, по традиции неореализма воплощающих свой опыт в опыте своих героев.

Жак Одиар касается темы современных беженцев лишь вскользь, они лишь материал для вполне классического жанрового повествования. В центре картины не стоит размышление о тяжелой судьбе многих людей, вынужденных покинуть свои страны в поисках лучшей жизни. Здесь скорее вовсе стирается грань между культурами, поскольку в центре каждой стоит человек.

Дипан точно так же, как и главарь одной из местных банд, разделен пополам между настоящим и прошлым. Жить в мире ему не позволяют обстоятельства, вызванные именно тяжелой травмой. Дипану необходимо завершить войну в самом себе, прежде чем она окончится вокруг него и его новой семьи.

Именно за эту тематическую подмену так сильно и ругают Одиара. Ожидаемая драма о сложном межкультурном противостоянии оказалась вполне классической историей об одиночестве и невозможности убежать от самого себя. Черпая из чаши переживаний современного общества, Одиар сумел профессионально и мудро сказать о главном. Война в мире продолжается, пока она идет внутри нас.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*