fbpx


Смешная безысходность: Страна Оз (Василий Сигарев, 2015)

Денис Салтыков

Фильмы режиссера Василия Сигарева, как и его драмы, как мне кажется, почти этнографически схватывают современную российскую действительность в ее наименее привлекательном срезе. Здесь будничная нищета и мрак человеческой одичалости служат не просто социальным фоном, но действующей средой, с которой невозможно не считаться. Мечтать вырваться отсюда и сбежать в какое-то неведомое пространство — лучший способ сохранить хоть какую-то волю к жизни. Персонажи Сигарева живут вопреки. Они сами не знают, как именно, не строит из себя всеведущего и режиссер.

Новый фильм Сигарев снял в жанре комедии. Рабочее название проекта было «Занимательная этология», и это уже намекало на замысел режиссера. Согласно классической аристотелевской схеме, комедия призвана высмеивать пороки худших людей. Этология — наука, лихо набравшая популярность во второй половине XX века, ее задача — описать социальное(!) поведение животных и сопоставить его с человеческим. Эффект получился двусторонним: животные, согласно исследованиям этологов, оказались не так примитивны, как было принято считать ранее, но и человек в этом свете оказался не столь далеким от своих соседей по Земле. Худшие люди, всего лишь еще один вид животных — все это было в фильмах Сигарева и ранее. Теперь же зрителям предлагается посмеяться над этим. Картина выходит в прокат под названием «Страна Оз», отсылая к волшебству детской сказки.

Главный прием, выстраивающий оптику фильма, — то, что один из основателей формализма Виктор Шкловский назвал остранением. Привычная российская повседневность подана глазами провинциальной девушки Лены Шабадиновой (в отличном исполнении Яны Трояновой). Подобно сказочной Дороти, Лена проходит через серию испытаний, где цель — добраться до продуктового киоска на улице Торфорезов и принять смену у другого созерцателя реальности. Время действия — новогодняя ночь, лучшего момента для познания российского абсурда не придумаешь. Перед Леной проходит целая галерея образов. Все они смешны и опасны одновременно. Портить удовольствие от просмотра пересказом сюжета я не стану, а просто резюмирую свое мнение. Как любитель сигаревского мрака отмечу, что режиссер не изменил своему стилю, только теперь над незаметно окружающим жителей России абсурдом можно беззастенчиво хохотать.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*