fbpx


Цикл лекций «Философия и искусство: мифы и символы в культовой архитектуре»


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Лекция 1 . Шумерская мифология и культовые сооружения. Египетская мифология и архитектура: каноны, символы. Устройство пирамид и поминальных комплексов

shumer-03
Принц Рахотеп

Появление первых городов-государств относится примерно к 3000 до н.э. В районе Междуречья (современные Ирак, Иран), названный греками Месопотамией, образуются такие легендарные государства, как Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия. Во времена шумеров победоносным богом, одолевшим дракона, считался  Энлиль.  Когда  Месопотамию  завоевал  аккадский  царь  Хаммурапи, победителем чудовища стал бог Мардук. Прошли века, гегемонию над Междуречьем захватили ассирийцы, и тогда  звание  высшего божества в государстве получил Ашшур. Ассирийские писатели  вымарали на клинописных табличках имя Мардука и вместо него  вписали имя  своего собственного  бога, бога  своего  племени — Ашшура.  Сделали они это, однако,  неаккуратно  и в некоторых  местах текста пропустили имя Мардука.  Затем миф дошел до  Палестины,  где евреи заставили Яхве бороться  с  чудовищем Левиафаном,  или  Раавом.  Затем этот миф  пробрался в христианство  в форме  легенды о святом Георгии-победоносце, украшающем теперь герб Москвы. Не менее интересны и мифы древних египтян,  основавших на западе, за Ханааном, одно из самых влиятельных государств – Кемет, как называли его сами жители от слова «черный», то есть плодородный. Культура древних египтян, процветавшая с 3-го тысячелетия до 7 в. до н.э.,  представляет интерес для исследователей и по сей день, несмотря на то, что египтологии уже около 200 лет. О том, какие легенды и мифы стали основой культуры первых цивилизаций, как были устроены древние зиккураты, пирамиды и поминальные храмы, какие каноны и образы использовали древние архитекторы,  скульпторы и художники, поговорим на этой лекции.

Лекция 2. Культы и ритуалы древних греков. Устройство древнегреческих полисов и храмов. Театр как ритуальное действо

shumer-04
Театр в Эпидавре

На древнегреческом языке Красота звучит как Космос, выражением которого в искусстве были Гармония, Симметрия и Пропорция. Аристотель писал, что Гармония – создается из первоначально расходящегося, но соединяется в силу похожести, а главным критерием Пропорции должна быть соразмерность и легко обозреваемая величина как чувственный космос. Аристотель вывел также основополагающий принцип всего изобразительного искусства — Мимесис (подражание), включающий в себя не только отображение действительности, но и деятельность творческого воображения, а также идеализацию действительности. Но еще прежде Платон обосновал принцип Калокагатии — зависимости красоты от блага, согласно чему критерием искусства становится целесообразность и полезность. Мировосприятие древних греков заложило основу менталитета европейской культуры, и до сих пор западная цивилизация питается идеями и образами, созданными философами и художниками Эллады. На мудрость древних греков указывал Фридрих Ницше, считая досократову цивилизацию идеалом с точки зрения баланса Дионисийской  и Аполлонической стихий.  Аполлон, олицетворяющий все рациональное, меру, иллюзорное, состояние покоя и индивидуальность, был гармонично компенсирован стихией Диониса, олицетворявшей иррациональный хаос, нарушение покоя и единство с природой, в синкретичной форме древнегреческого искусства – трагедии. Как были устроены культы и ритуальные действа древних греков, как строились полисы, храмы и театры, как проходили трагедии, вы узнаете на этой лекции.

Лекция 3. Устройство романских и готических соборов. Тайны архитектурных модулей. Мистерии и аллегории. Искусство витражей

shumer-01
Интерьер готического собора

Средневековье в Западной Европе ассоциируется в первую очередь с архитектурой, а именно романикой и готикой. Романская архитектура создавалась примерно в период с 10 по 12 вв., а развитие и расцвет готического искусства приходится на 12-14 вв. Оба термина возникли позже:  «романский» – как наследник Римской империи, а  «готический» — как варварский (от племени готов) по сравнению с искусством Ренессанса. Центрами просвещения Средневековой Европы были монастыри, поэтому художниками в основном становились монахи. Однако существовали еще тайные союзы вольных каменщиков – масоны, под страхом смерти хранившие секреты строительства и архитектурных модулей. Романская эпоха подарила мировой культуре немало прекрасных произведений архитектуры: монастырей-крепостей и замков с донжоном на территории Франции, Германии, Италии, Англии. Готическая архитектура родилась во Франции, известно место, время и имя ее создателя. Готические соборы кажутся лёгкими и прозрачными благодаря множеству огромных окон, они словно сотканы из каменных кружев. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Прежде в готических соборах кроме богослужений происходили театральные представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент, и даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить. Готический собор был настолько грандиозен, что, с одной стороны, указывал на ничтожность человеческого существа, а с другой, демонстрировал возвышенность и могущество духа. Витраж сглаживал радикальность антитетики, «впуская» в храм человеческий мир и таким образом сближая земное и небесное.

Лекция 4. Устройство и символика византийских и древнерусских соборов. Каноны иконописи. Феофан Грек и Андрей Рублев. Иконостас П. Флоренского

shumer-02
Купола Владимирского собора

Византия просуществовала около 10 веков, заложив основы христианской культуры. Главные нововведения византийской архитектуры и живописи в основном были направлены против античных языческих принципов, что подразумевало в первую очередь отказ от изобразительности, пластики, соразмерности пропорциям человека. Христианский храм в отличие от языческого проводил границу между миром дольним и миром горним. Христианский обряд был направлен на перевод физической энергии в духовную, мистика замещала магию. Таким образом, космос и хаос приводились в порядок не с помощью внешних манипуляций, а благодаря внутренним усилиям человека. Наиболее выдающимся памятником византийского зодчества считается Собор Святой Софии в Константинополе, построенный в 532 г. Искусство Древней Христианской Руси начинается с 10 века,  в центре внимания которого храмовое зодчество, основанное на византийской традиции, но сразу же приобретшее национальное своеобразие, например, шлемовидные купола — образ русского богатыря. Иконописные каноны также пришли из Византии, благодаря Псевдо-Дионисию Ареопагиту: обратная перспектива, определенные позы и выражения, иконографические типы. Сразу же была определена и символика цвета. Русский философ Павел Флоренский писал так: «Художник, по невежеству воображающий, будто без канонической формы он сотворит великое, подобен пешеходу, которому мешает, по его мнению, твердая почва и который мнит, что, вися в воздухе, он ушел бы дальше, чем по земле». Мистике и устройству византийских и древнерусских соборов, а также великим иконописцам, будет посвящена эта лекция.

Лектор:

Олеся Строева — кандидат философских наук, ученое звание доцента, должность — профессор кафедры теории и истории культуры, Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, художник, режиссер.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*