Появление первых городов-государств относится примерно к 3000 до н.э. В районе Междуречья (современные Ирак, Иран), названный греками Месопотамией, образуются такие легендарные государства, как Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия. Во времена шумеров победоносным богом, одолевшим дракона, считался Энлиль. Когда Месопотамию завоевал аккадский царь Хаммурапи, победителем чудовища стал бог Мардук. Прошли века, гегемонию над Междуречьем захватили ассирийцы, и тогда звание высшего божества в государстве получил Ашшур. Ассирийские писатели вымарали на клинописных табличках имя Мардука и вместо него вписали имя своего собственного бога, бога своего племени — Ашшура. Сделали они это, однако, неаккуратно и в некоторых местах текста пропустили имя Мардука. Затем миф дошел до Палестины, где евреи заставили Яхве бороться с чудовищем Левиафаном, или Раавом. Затем этот миф пробрался в христианство в форме легенды о святом Георгии-победоносце, украшающем теперь герб Москвы. Не менее интересны и мифы древних египтян, основавших на западе, за Ханааном, одно из самых влиятельных государств – Кемет, как называли его сами жители от слова «черный», то есть плодородный. Культура древних египтян, процветавшая с 3-го тысячелетия до 7 в. до н.э., представляет интерес для исследователей и по сей день, несмотря на то, что египтологии уже около 200 лет. О том, какие легенды и мифы стали основой культуры первых цивилизаций, как были устроены древние зиккураты, пирамиды и поминальные храмы, какие каноны и образы использовали древние архитекторы, скульпторы и художники, поговорим на этой лекции.
На древнегреческом языке Красота звучит как Космос, выражением которого в искусстве были Гармония, Симметрия и Пропорция. Аристотель писал, что Гармония – создается из первоначально расходящегося, но соединяется в силу похожести, а главным критерием Пропорции должна быть соразмерность и легко обозреваемая величина как чувственный космос. Аристотель вывел также основополагающий принцип всего изобразительного искусства — Мимесис (подражание), включающий в себя не только отображение действительности, но и деятельность творческого воображения, а также идеализацию действительности. Но еще прежде Платон обосновал принцип Калокагатии — зависимости красоты от блага, согласно чему критерием искусства становится целесообразность и полезность. Мировосприятие древних греков заложило основу менталитета европейской культуры, и до сих пор западная цивилизация питается идеями и образами, созданными философами и художниками Эллады. На мудрость древних греков указывал Фридрих Ницше, считая досократову цивилизацию идеалом с точки зрения баланса Дионисийской и Аполлонической стихий. Аполлон, олицетворяющий все рациональное, меру, иллюзорное, состояние покоя и индивидуальность, был гармонично компенсирован стихией Диониса, олицетворявшей иррациональный хаос, нарушение покоя и единство с природой, в синкретичной форме древнегреческого искусства – трагедии. Как были устроены культы и ритуальные действа древних греков, как строились полисы, храмы и театры, как проходили трагедии, вы узнаете на этой лекции.
Средневековье в Западной Европе ассоциируется в первую очередь с архитектурой, а именно романикой и готикой. Романская архитектура создавалась примерно в период с 10 по 12 вв., а развитие и расцвет готического искусства приходится на 12-14 вв. Оба термина возникли позже: «романский» – как наследник Римской империи, а «готический» — как варварский (от племени готов) по сравнению с искусством Ренессанса. Центрами просвещения Средневековой Европы были монастыри, поэтому художниками в основном становились монахи. Однако существовали еще тайные союзы вольных каменщиков – масоны, под страхом смерти хранившие секреты строительства и архитектурных модулей. Романская эпоха подарила мировой культуре немало прекрасных произведений архитектуры: монастырей-крепостей и замков с донжоном на территории Франции, Германии, Италии, Англии. Готическая архитектура родилась во Франции, известно место, время и имя ее создателя. Готические соборы кажутся лёгкими и прозрачными благодаря множеству огромных окон, они словно сотканы из каменных кружев. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Прежде в готических соборах кроме богослужений происходили театральные представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент, и даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить. Готический собор был настолько грандиозен, что, с одной стороны, указывал на ничтожность человеческого существа, а с другой, демонстрировал возвышенность и могущество духа. Витраж сглаживал радикальность антитетики, «впуская» в храм человеческий мир и таким образом сближая земное и небесное.
Византия просуществовала около 10 веков, заложив основы христианской культуры. Главные нововведения византийской архитектуры и живописи в основном были направлены против античных языческих принципов, что подразумевало в первую очередь отказ от изобразительности, пластики, соразмерности пропорциям человека. Христианский храм в отличие от языческого проводил границу между миром дольним и миром горним. Христианский обряд был направлен на перевод физической энергии в духовную, мистика замещала магию. Таким образом, космос и хаос приводились в порядок не с помощью внешних манипуляций, а благодаря внутренним усилиям человека. Наиболее выдающимся памятником византийского зодчества считается Собор Святой Софии в Константинополе, построенный в 532 г. Искусство Древней Христианской Руси начинается с 10 века, в центре внимания которого храмовое зодчество, основанное на византийской традиции, но сразу же приобретшее национальное своеобразие, например, шлемовидные купола — образ русского богатыря. Иконописные каноны также пришли из Византии, благодаря Псевдо-Дионисию Ареопагиту: обратная перспектива, определенные позы и выражения, иконографические типы. Сразу же была определена и символика цвета. Русский философ Павел Флоренский писал так: «Художник, по невежеству воображающий, будто без канонической формы он сотворит великое, подобен пешеходу, которому мешает, по его мнению, твердая почва и который мнит, что, вися в воздухе, он ушел бы дальше, чем по земле». Мистике и устройству византийских и древнерусских соборов, а также великим иконописцам, будет посвящена эта лекция.
Лектор:
Олеся Строева — кандидат философских наук, ученое звание доцента, должность — профессор кафедры теории и истории культуры, Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, художник, режиссер.
Добавить комментарий