fbpx


Волшебник страны ужасов: Ужастики (Роб Леттерман, 2015)

Кирилл Горячок

Серия детских книг «Ужастики» уже давно стала бестселлером, а личность ее автора Р.Л. Стайна окутана легендами. Книги однажды были экранизированы в простеньком телевизионном сериале, но полнометражный фильм, основанный на той или иной истории, вряд ли получился бы сколько-нибудь интересным. Причиной этому является то, что Стайн строит фабулу на всем известных мотивах и популярных чудовищах, таких как зомби, оборотни, гигантские насекомые и т.д. Он умело вплетает традиционный миф в актуальную мифологию подростка, и на этом основывается популярность его книг.

Идея экранизировать сразу все книги, а центральным героем сделать самого Стайна (в исполнении Джека Блэка) выглядела удачным решением. Загадочный писатель живет со своей дочерью в тихом городке, куда по соседству переезжает семья. Юный Зак подозревает, что отец насильно держит дочь взаперти, и пытается вмешаться. По случайности он открывает закрытые оригиналы книг «Ужастиков», все чудовища вырываются наружу и захватывают город. Теперь Стайну необходимо написать новый роман, способный заточить всех монстров под свою обложку.

Фильм удачно использует шаблон семейного фильма и, действительно, при всей заурядности происходящего, транслирует сентенции подлинной сказки. Основным мотивом становится идея творчества как неиссякаемого источника волшебства. Стайн много лет живет в одиночестве, все свои страхи он хранит в книгах, и теперь именно через открытие себя другим он одерживает над фобиями победу.

Не только на отсылках к серии строится картина, но и на многочисленных и весьма удачных цитатах из классических хорроров. Образ куклы Слэппи, олицетворяющей темную сторону Стайна, к примеру, явно повторяет мотив из старого психоаналитического триллера «Глубокой ночью» (1945), что делает картину «Ужастики» только сильнее.

Тем не менее фильм очень страдает от слабой режиссуры, большинство сцен запоминается исключительно по отсылкам или пародиям. Сказочная атмосфера погрязла в жанровой условности, а неглупые сентенции поданы дозировано и сжато. Кроме того, мир фильма недостаточно прописан, многие персонажи (как люди, так и чудища) имели гораздо больший комедийный потенциал.

Главное преимущество «Ужастиков» в том, что они возвращают зрителей во времена детских приключенческих лент в стиле «Джуманджи» или «Гремлинов». В картине оживают чудеса, с которых не возникает желания спрашивать за их неправдоподобность. Милая безделушка, какой и является фильм, хотя бы на миг, но согревает своей простотой и добротой.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*