fbpx


Защита Фишера: Жертвуя пешкой (Эдвард Цвик, 2014)

Кирилл Горячок

Съемки большинства биографических картин неразрывно связаны с современностью. История величайшего шахматиста Бобби Фишера способна увлечь даже самого далекого от шахмат человека. Его харизма и гениальность настолько притягательны, что охватить их в полном объеме в рамках художественного фильма вряд ли возможно. Руководствуясь этим, создатели «Жертвуя пешкой» избрали фактически одно событие для экранизации — легендарный матч Фишера против Бориса Спасского в 1972 году. И именно сегодня история этого матча звучит по-особенному интересно.

При всей жанровой условности фильм весьма умело высказывается о холодной войне. Судьба Фишера с самого начала созвучна американской мифологии. Простой парень из Бруклина самостоятельно добивается цели стать чемпионом мира по шахматам, в то время как советские игроки, благодаря политическому влиянию своей страны, постепенно захватывают весь мир. Вынужденный бороться с превосходящим противником, Фишер внезапно для себя становится идеологическим оружием и национальным героем, несущим свободу и демократию в темный мир коммунизма. Но безумие гениального шахматиста оказывается иррациональным зерном, вскрывающим бессмысленность войны двух идеологий.

В «Жертвуя пешкой» шахматы показаны поистине захватывающей игрой. Матч Фишера и Спасского удалось передать со всей его напряженностью. Как и в реальности, в фильме шахматы стали символом другой игры — холодной войны, сводящей с ума миллионы людей. Акцент на страхе Фишера победить обусловлен фактическим отсутствием победителей в большой войне. В конце концов, становится очевидным, что гений шахматиста вобрал в себя эпоху, а его безумие стало отголоском всеобщей паранойи.

Как и многие фильмы, основанные на реальных событиях, «Жертвуя пешкой» ценен тем, что привлекает внимание зрителей к рассказанной истории. Многие аспекты биографии шахматистов, конечно, становятся жертвой жанра. Семейная линия оказалась очень слабой и вымученной, точно так же необходимость добавить в картину тему секса выглядит крайне неуместно. Образ Бориса Спасского удивляет неумеренным пафосом, а Тоби Магуайру, играющему, возможно, лучшую свою роль, не хватает харизмы и уверенности Фишера.

Для близкого знакомства с великой историей Бобби Фишера рекомендую обратиться к документальной ленте «Бобби Фишер против всего мира». «Жертвуя пешкой» же картина не столько про шахматы, сколько о современном осмыслении прошлого, которое сегодня ближе чем когда-либо, о ценности индивидуальности, придавленной политическими играми. Критический подход голливудских мастеров к культуре холодной войны выглядит сегодня убедительнее и честнее, нежели пугающее молчание отечественных кинематографистов, даже и не думающих о чем-то подобном.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*