fbpx


Авторский курс Андрея Гасилина — История этических учений от Будды до Толстого


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Нравственная позиция большинства современных людей представляет собой пёструю мозаику из различных моральных нормативов: доставшихся в наследство от родителей, присущих соответствующей социальной страте, выработанных в результате личного жизненного опыта и самовоспитания. Многие из нас интуитивно следуют чрезвычайно древним нравственным принципам, имея довольно смутное представление об их происхождении и, порою, действуя на стыке противоречащих друг другу этических систем. По мнению Эриха Фромма, именно глубокий разлад нашей нравственной жизни, а также недостаточная осмысленность этой сферы, являются основной причиной возникновения психических заболеваний, в частности неврозов.

Данный курс задуман в качестве краткого экскурса в историю этических учений, охватывая период в более чем два тысячелетия. Мы рассмотрим наиболее значимые этические системы, сложившиеся в рамках конфуцианства, даосизма, кинизма, стоицизма, платонической философии, католицизма, деизма, кальвинизма, квиетизма и русской религиозной философии. Узнаем исходное значение понятий «благородный муж», «карма», «парамита», «эвдемонизм», «гедонизм», «предопределение», «предустановленная гармония», «благородный дикарь», «практический разум», «сверхчеловек» и многих других. Обратимся к таким мыслителям как Будда Гаутама, Конфуций, Лао Цзы, Сократ, Платон, Аристотель, Аристипп, Эпикур, Диоген Синопский, Зенон Китийский, Блаженный Августин, Мейстер Экхарт, Фома Аквинский, Спиноза, Паскаль, Мальбранш, Вольтер, Руссо, Лейбниц, Кант, Шопенгауэр, Ницше, Швейцер, Бердяев, Владимир Соловьёв, Достоевский и Лев Толстой.

Содержание курса:

Лекция I : О вечном Дао, Благородном муже и немыслимой Пустоте.

Лекция II : О Благе Платона и этике Аристотеля.

Лекция III : О судьбе, свободе и площадных «собаках».

Лекция IV : О дольнем пути в Град божий.

Лекция V : О морали науки и науке морали.

Лекция VI : О добродетельном дикаре и практическом разуме.

Лекция VII : О культе жизни и эре сверхчеловека.

Лекция VIII: О Великом Инквизиторе и оправдании добра.

Лекция I : О вечном Дао, Благородном муже и великой Пустоте — 31 октября в 19-30

eticheskie_uchenia-01

В середине первого тысячелетия до нашей эры – удивительную эпоху, которой Карл Ясперс назвал осевым временем – в наиболее развитых культурах Древнего Мира традиционная мораль вышла на принципиально новый уровень, получив философское переосмысление и оформившись в виде этических систем. Одним из крупнейших центров «нравственного творчества» стал древний Китай, в котором в одно и то же время существовало сразу несколько конкурирующих друг с другом этических учений.

Нашу первую встречу мы посвятим рассмотрению этических систем, лежащих в основании буддизма, даосизма и конфуцианства. Рассмотрим моральные парадоксы чань-буддизма, поговорим об этических нюансах даосского отношения к жизни, обсудим особенности нравственного идеала, представленного Конфуцием и его учениками.

Материалом для нас послужат:

  • Конфуций. Суждения и беседы. СПб.: Кристалл, 2001.
  • Лао цзы. Дао де Цзин. М.: Вагриус, 1996.
  • Религиозные традиции мира. В двух томах. Том 2. М.: Крон-пресс, 1996.
  • Судзуки Д.Т. Очерки о дзен-буддизме. Часть вторая. СПб.: Наука, 2004.

Лекция II : О Благе Платона и этике Аристотеля — 7 ноября в 19:30

eticheskie_uchenia-02

Античная Греция, подарив миру философию в исконном смысле этого слова, поставила перед человеком острейший вопрос о его месте в подлунном мире. Противопоставив себя традиционной морали полиса, уходящей корнями в глубину веков, этика, понятая как плод философского осмысления человеческой жизни, стала поистине революционным учением. Конфликт философов-моралистов с традиционными установками рядовых граждан полиса был неизбежен. Самой известной из жертв этого конфликта стал философ Сократ.

В этот раз мы поговорим об этических системах, сформировавшихся в так называемый классический период древнегреческой философии. Обсудим предпосылки и основания «этической революции» Сократа, рассмотрим платоническую концепцию Блага, разберёмся в сути эвдемонизма Аристотеля.

Материалом для нас послужат:

  • Аристотель. Этика. М.: АСТ, 2006.
  • Платон. Избранные диалоги. М.: Художественная литература, 1965.

Лекция III : О судьбе, свободе и площадных «собаках» — 14 ноября в 19:30

eticheskie_uchenia-03

Стремительное крушение античной полисной системы и расширение пределов Ойкумены в результате завоеваний Александра Великого поставили вопрос об универсальном моральном порядке, не зависящем от национальной принадлежности человека, его места рождения и религиозных убеждений. У новых философских школ Древней Греции – киников, эпикурейцев и стоиков – главной целью становится построение универсальных этических систем, позволяющих жить в соответствии с этим общемировым законом.

Наша очередная встреча будет посвящена философским школам поздней классики. Мы рассмотрим этические принципы, лежащие в основе аскезы Антисфена и Диогена Синопского, узнаем, что понимал под наслаждением Эпикур и чем его учение отличается от гедонизма, обсудим глубинную онтологическую основу фатализма стоиков.

Материалом для нас послужат:

  • Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. М.: Наука, 1984.
  • Диоген Лаэртий. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1998.
  • Фрагменты ранних стоиков. М.: ГЛК, 1998.

Лекция IV : О дольнем пути в Град божий 

eticheskie_uchenia-04

На протяжении более тысячелетия с момента падения Римской Империи на территории Европы безраздельно господствовала христианская мораль. Философская мысль разворачивалась вокруг взаимоотношений человека и Бога, и главным ориентиром для новых философов-моралистов было Священное Писание. Впрочем, это отнюдь не означает, что Средневековье было периодом застоя в развитии этики. Более того, именно этика в это время становится наиболее динамично развивающимся разделом философии, ставя на повестку дня проблему свободной воли.

В этот раз мы обратимся к этическим учениям, возникшим в рамках средневековой философии. Рассмотрим концепции свободы воли и божественной благодати, предложенные Блаженным Августином, познакомимся с мистическим учением Мейстера Экхарта, обсудим концепцию души Фомы Аквинского.

Материалом для нас послужат:

  • Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М.: Renaissance, 1991.
  • Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. К.: Ника-Центр, 1998.
  • Фома Аквинский. Учение о душе. СПб.: Азбука-классика, 2004.

Лекция V : О морали науки и науке морали

eticheskie_uchenia-05

Новое Время – эпоха великих перемен, в которую претерпевают существенную трансформацию фундаментальные представления человека о Вселенной и о его месте в этом безбрежном мире. Молодое поколение философов отвергает вековое господство авторитетов и начинает строить «с нуля» новые системы морали – опираясь только на здравый смысл и научный метод.

В это раз речь у нас пойдёт об этических учениях XVII века. Мы рассмотрим фундаментальную работу Спинозы «Этика», обсудим философскую позицию, представленную в «Мыслях» Паскаля, обратимся к оригинальной этической системе Николя Мальбранша описанной им в трактате «Разыскания истины».

Материалом для нас послужат:

  • Мальбранш, Н.Разыскания истины. СПб.: Наука, 1999.
  • Паскаль, Б. Мысли. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.
  • Спиноза, Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей. М. : Акад. Проект, 2008.

Лекция VI : О благородном дикаре и практическом разуме 

eticheskie_uchenia-06

Эпоха Просвещения – яркая страница в истории европейской культуры. В это время человек окончательно освобождается от оков традиции и вступает – по меткому выражению Канта – в пору совершеннолетия. Главным кормилом в его свободном плавании выступает нравственный закон, а крупнейшие мыслители этого времени посвящают лучшие свои сочинения вопросам морали.

Нашу очередную встречу мы посвятим этическим системам эпохи Просвещения. Рассмотрим, почему идеалом человечности для Руссо выступал образ дикаря, выясним нравственный пафос проекта энциклопедистов, обсудим одну из крупнейших этических систем своего времени – учение Канта о практическом разуме.

Материалом для нас послужат:

  • Кант, И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 2007.
  • Лейбниц Г. В.Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Сочинения, в четырёх томах. М.: Мысль, 1989.
  • Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения : в 2 т. М. : Педагогика, 1981.

Лекция VII : О культе жизни и эре сверхчеловека 

eticheskie_uchenia-07

Благодаря бурному росту точных наук и крушению фундаментальных мировоззренческих устоев, лежащих в основе европейского общества, XIX век стал колыбелью тотального нигилизма. Одним из наиболее ярких проявлений этого нового бунтарского течения стала философия жизни, утверждающая через Шопенгауэра примат воли над разумом, и провозглашающая устами Ницше начало новой эпохи – эры сверхчеловека.

В этот раз мы поговорим о глубоких концептуальных корнях феномена европейского нигилизма, о философии жизни и феномене декадентства. В фокусе нашего внимания окажутся оригинальная квази-восточная философия Артура Шопенгаура, учение Ницше о сверхчеловеке, а также философия Альберта Швейцера, пронизанная благоговением перед жизнью.

Материалом для нас послужат:

  • Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. М.: Сирин, 1990.
  • Швейцер, А. Благоговение перед жизнью. М. : Прогресс, 1992.
  • Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность. М. : Республика, 1992.

Лекция VIII: О Великом Инквизиторе и оправдании добра 

eticheskie_uchenia-08

Пожалуй, ни в чём другом не достигла русская философия таких вершин, как в этике. Этические вопросы находились в центре внимания всех крупных русских философов, а также признанных классиков отечественной литературы. Задаваясь исконным вопросом о своеобразии русской культуры, о её месте между Востоком и Западом, русские философы удивительным образом скрестили в своих сочинениях европейский рационализм и восточный традиционализм, создав самобытные, оригинальные и чрезвычайно глубокие этические учения.

В этот раз мы рассмотрим различные преломления христианской морали в сочинениях Владимира Соловьёва и Николая Бердяева, зададимся вопросом об этической подоплёке романов Достоевского и сомнительном с точки зрения православной церкви подвижничестве Льва Толстого.

Материалом для нас послужат:

  • Бердяев Н.А. О назначении человека. М. : АСТ : Хранитель, 2006.
  • Давыдов Ю. Два взгляда на мораль. Достоевский против Ницше и Сартра // Этика любви и метафизика своеволия. М.: Молодая гвардия, 1982.
  • Соловьёв, В.С. Оправдание добра. М.: Академический проект, 2010.
  • Толстой Л.Н. Путь жизни. М. : Республика, 1993.

Лекция IX: О бытии-к-смерти и жизни перед лицом Другого 

«Экзистенциализм – это гуманизм» – такое название носит самая известная работа французского экзистенциалиста – Жан-Поля Сартра. Среди многочисленных философских направлений XX века именно экзистенциализм более всех претендует на статус философии, для которой этический аспект человеческой жизни имеет абсолютный приоритет перед другими её аспектами. Впрочем, несмотря на общий гуманистический пафос экзистенциальной философии, именно в сфере этики лежат наиболее контрастные различия между разными философами экзистенциалистами.

В этот раз мы обратимся к этическим системам, сложившимся в рамках немецкого и французского экзистенциализма. Рассмотрим противопоставление эстетической, этической и религиозной стадий у Сирёна Кьеркегора, этический пафос экзистенциализма Карла Ясперса, философию свободы Жан-Поля Сартра и «мораль абсурда» Альбера Камю.

Лекция X: Об этике пост-человека и морали роботов 

Стремительное развитие высоких технологий и многочисленные открытия в различных отраслях биологии, которые мы наблюдаем в течение последних десятилетий, сделали эти области авангардом современной науки. Но с увеличением темпов развития увеличивается и влияние этих наук на нашу повседневную жизнь. Выйдя из лабораторий, новые машины и организмы входят в наше обыденное техно-биологическое пространство, меняя его ландшафт и попутно ставя перед человечеством новые этические проблемы.

Наша последняя встреча будет посвящена современным проблемам техно- и биоэтики. Посмотрим с точки зрения морали на последние разработки в области генной инженерии и нейрохирургии, коснёмся проблемы эвтаназии и опытов над животными. Обсудим, как относится к проблеме приватного в публичном цифровом пространстве, где каждый шаг человека может быть зафиксирован различными техническими средствами.

Лектор — Андрей Гасилин – магистр философии, аспирант Института философии РАН. Сфера научных интересов — философия культуры, философская антропология.

Стоимость — 400р.
записаться и оплатить на месте

Подпишитесь на нашу рассылку


Перейти к заказу билетов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*