fbpx


Честь якудзы: Рюдзо и семеро бойцов (Такеши Китано, 2015)

Кирилл Горячок

Такеши Китано не раз обращался к жанру комедии, не секрет, что начинал он свою карьеру как комик на телевидении. Творчество режиссера при ближайшем знакомстве весьма удивляет обилием тем и сюжетов, несмотря на то, что большинство завязано на японских кланах якудза. Некогда влияние Китано распространялось на весь мир, сегодня же новые картины автора встречают спокойно, скорее как данность, чем более или менее значимое событие.

В новой картине «Рюдзо и семеро бойцов» Китано вновь обращается к теме якудзы. Японская мафия для режиссера всегда более чем аллегория или жанровый механизм. Через призмы боевика и насилия Китано умело высказывался о смысле жизни и творчества, о тоске и старении. Затяжной кризис автора, принесший нам причудливую трилогию о режиссерском самоанализе («Такешиз», «Банзай, режиссер», «Ахиллес и черепаха»), кажется, вынудил его обратиться к более традиционным формам повествования, и новый фильм, возможно, самый доступный за все время, — на первый взгляд, наиболее далекий от самого Китано.

Группа бывших якудза на пенсии решает вернуть былую славу, они основывают новый клан с целью вытравить из города молодежную банду мошенников и вымогателей. Но мир изменился, строгие нравы и честь якудзы перестали быть актуальными.

Старики, несмотря на возраст и устаревшие взгляды, выходят из нелепых ситуаций победителями. Окружающие ничего не могут поделать с их странностями, цельное консервативное мировосприятие старых бойцов якудза сражает раздробленное сознание молодых японцев.

На фоне столкновения двух культур разворачивается и скромная история взаимоотношений отца и сына, напоминающая мотивы из творчества Ясудзиро Одзу. Сын отвергает отца — бывшего уголовника, — он отрицает наличие места для него в новом мире. Разложение традиционной семьи — большой удар для Рюдзо, именно борьба за существование вынуждает его основать новый клан якудза, заменивший ему семью.

Фильм вряд ли будет хорошо встречен критиками. Своеобразный юмор и чрезмерная условность происходящего явно идут вразрез с меланхоличной фигурой Китано, и без того уже порядком забытого и неактуального. Но режиссер давно не стремится к признанию. Так, и в «Рюдзо» он играет эпизодическую роль старого инспектора полиции, стороннего наблюдателя из старого мира. Китано остается верен себе и, пожалуй, это и есть центральный мотив картины.

Такеши Китано уже прощался с мифологией якудза в своем творчестве. Можно подумать что «Рюдзо» — очередное прощание. Но почему мы думаем, что оно должно быть единичным, ведь режиссер столь мастерски и иронично делает это вновь и вновь. Явные недостатки его последних фильмов отчего-то становятся незначительными при столкновении с личностью их автора. Благодаря Китано кино, конечно, не движется вперед, но расцветает в легкомысленном нежелании сдвигаться с места, в причудливой верности самому себе.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*