fbpx


Цикл лекций — Искусство Музыки. Музыкальные стили. Романтики

Лекция 1. Шуберт. Песнь радости – песнь печали — 21 ноября в 19-00

shubert

Великий композитор, великий романтик, которому судьба отпустила всего 31 год. Гений, не услышавший при жизни большей части своей музыки, музыки безграничной и бездонной, раскрывающей весь душевный мир человека, показывающий вселенную лирических образов. Простодушные песни и задумчивые монологи-размышления, трагические баллады и написанные кровью сердца элегии, эпические фрески сонат и симфоний и мятущийся дух камерных ансамблей – это всё мир Шуберта, громадный и непревзойдённый. Просто о вечном – таково кредо великого австрийского художника, флагмана всего европейского романтизма. А песня – то, что идёт к сердцу каждого человека во все времена и потому Шуберт вечно молод.

Мы рассмотрим и музыку тех мастеров последующих веков, кто следуя примеру Шуберта, в каждой песне видел мироздание; кто за тонкой лирикой этого жанра открывал для себя и неизгладимую тоску и негасимый свет надежды.

Музыка: Ф. Шуберт. Баллада «Лесной царь», «Серенада», «Двойник», «Прекрасная мельничиха»: «В путь», «Моя»; «Зимний путь»: «Ворон», «Шарманщик»; Трио c-moll 1 часть, Симфония №8 «Неоконченная» 1 часть, Симфония №9 (C-dur) 2 часть. Г. В. Свиридов. «Осенью». Б. А. Чайковский. «Кто мне откликнулся».

Лекция 2. Григ. Певец Севера 28 ноября в 19-00

grig

Как парадоксальна тепла и даже обжигающе горяча музыка великого композитора тех северных краёв, где в извечной борьбе сошлись холодные ветра, отвесные изрезанные фьордами скалы и бушующее пенистое море! Сколько неповторимого богатства оттенков лирики и патетики, пафоса величия жизни в творениях норвежского творца – художника и певца Севера. Всё творчество этого мастера пронизано национальной тематикой, скандинавскими легендами и мифами, песнями северных народов. Восходящее солнце севера – ослепительное, но холодное – в музыке Грига не метафора: оно там есть, и его теплота прорывается в морозный и прекрасный мир.

На лекции мы осветим жизненный и творческий путь Эдварда Грига, становление его стиля после учения в консерватории, найдём связи с другими композиторами его времени.

Музыка: Э. Григ. Струнный квартет g-moll 1 часть, Концерт для фортепиано с оркестром a-moll, «Пер Гюнт»: «В пещере горного короля», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг», «Жалоба Ингрид», «Возвращение Пер Гюнта на родину»; «Тоска по родине», «Свадебный день в Трольхаугене». Л. Ван Бетховен. увертюра из музыки к трагедии «Кориолан», К. Нильсен. Шествие из музыки к «Алладину».

Лекция 3. Шопен. Сын без отчизны 12 декабря в 19-00

chopin

Национальный польский композитор, музыка которого – это прямая исповедь, касающаяся души каждого, кто когда-либо слышал её. Невыразимая красота мелодии, щемящая тоска и бескрайний трагизм – всё это связано с тоской по потерянной навсегда Родине. Не будь этой потери, возможно не было бы столь проникновенных шедевров фортепианной музыки – элегических вальсов и ноктюрнов, помпезных полонезов и трагических баллад, вовсе нешуточных скерцо и неминиатюрных прелюдий.

Шопен – мастер, открывший новые возможности самого пластичного инструмента – фортепиано.  Как шопеновский фортепианный стиль повлиял на многих великих композиторов – его последователей мы послушаем на лекции.

Музыка: Ф. Шопен. Ноктюрны c-moll, b-moll, Es-dur, Баллада №1, Скерцо №2, Полонез A-dur, Вальсы cis-moll, B-dur, Мазурки a-moll, a-moll, Прелюдии e-moll, c-moll, fis-moll, Des-dur, d-moll, этюд dis-moll. А. Н. Скрябин. Прелюдии op. 16, op. 11 cis-moll, es-moll, Этюд dis-moll. А. К. Лядов. Прелюдия a-moll.

Лекции 4 и 5. П. И. Чайковский. Смерть, я не хочу тебя 19 и 26 декабря в 19-00

chaikovskii

Величие Петра Ильича Чайковского неоспоримо. Его музыка – необозримая вселенная, вечно актуальная, вечно волнующая и понятная каждому думающему и чувствующему человеку. Чайковский – гений. Чайковский – мастер. Но кроме этого – это личность мятущегося, страстного, противоречивого человека, волнующаяся душа которого всю свою жизнь искала покоя или прибежища. Искала смысла существования, и страшилась того, что будет после. После смерти и темноты. Есть ли Бог, оправдается ли человеческая душа перед ним или там пустота. Но ведь не может быть того, что ничего не будет. И время показывает, что музыка Чайковского бессмертна и велика, как сама жизнь, как сам свет, как сам мир.

На двух заключительных лекций, мы попробуем обозреть лишь часть безусловных шедевров великого русского композитора. Его симфонии, оперы, увертюры и балеты, романсы, фортепианная и камерно-инструментальная лирика – грандиозный вклад в общечеловеческое искусство, высшие достижения человеческого гения.

Музыка: П. И. Чайковский.   Увертюра «Ромео и Джульетта», фрагменты из «Лебединого озера», фрагменты из «Щелкунчика». Романсы: «Отчего», «Растворил я окно», «То было раннею весной», «День ли царит», «Средь шумного бала», «Снова, как прежде один». Квартет №3, 1 часть. Симфоническая фантазия «Буря». Фрагменты из «Пиковой дамы». Симфония №4, Симфония №6.

Преподаватель

Тлеуов Александр, композитор, преподаватель, музыкальный журналист, основатель композиторского клуба «РезонанС-12» и «резонанс»-оркестра, лауреат всероссийских и международного конкурса, лектор по курсу «Искусство музыки». Окончил как теоретик РАМ им. Гнесиных с отличием, ныне учится в МГК им. Чайковского на композиторском факультете.

Стоимость

Стоимость посещения 1 лекции — 400р.
Студентам и школьникам — скидка 50% (при предъявлении школьной карты или студенческого билета)
На курс лекций действуют стандартные абонементы Пунктума 

Можно оплатить заранее 400р. — [rk_button sku=»131115046″ description=»искусство музыки второе» price=»400″]

или записаться и оплатить на месте

Подпишитесь на нашу рассылку


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*