fbpx


Мечты гетто: Голос улиц (Ф. Гэри Грей, 2015)

Денис Салтыков

Альбом Straight Outta Compton («Прямиком из Комптона») группы N.W.A (Niggers with Attitude, «Ниггеры с собственным мнением») в 1988 прогремел хитом, повлияв на всю рэп-музыку. Фильм, названный так же, как альбом (в российском прокате выходит с измененным заголовком — «Голос улиц»), мог бы стать событием исключительно для поклонников группы, но внезапно собрал в США большую кассу. История, рассказанная почти в 150 минутах, оказалась интересна многим зрителям.

Сюжет фильма строится на взаимодействии двух планов — социального и личного. Первый призван подчеркнуть трудности жизни в черном гетто. Полицейские устраивают облавы, в которых проявляют жестокость по отношению к тем, кого по умолчанию считают преступниками. Дискриминация чернокожих оправдывается неблагополучностью района, в то время как сама неблагополучность и есть наследие еще более масштабной дискриминации. Группа молодых парней, среди которых в фильме больше всего выделяются Eazy-E, Dr. Dre и Ice Cube, объединяется, чтоб создать протестную гангста-рэп-группу N.W.A. Одной из ярких песен, из-за которой протагонистам будут срывать концерты, станет Fuck the Police. Избиение полицейскими Родни Кинга и оправдание агрессоров судом присяжных становится фоном, на котором биография членов группы особо выделяется. Музыка — тот ответ, который угнетенные смогли дать обществу, логика которого в чистом виде проговаривается скинхедом Дереком Виньярдом в фильме «Американская история X»: чернокожие якобы предрасположены к совершению преступлений, так что против них любые средства хороши. В своих текстах N.W.A предельно честно описывают тот быт, который окружает их в гетто.

Личный план представлен отношениями членов группы друг с другом и с продюсером Джерри. Слава оказывается испытанием дружбы, группа распадается, а спустя какое-то время собирается снова. Финал «Голоса улиц» — мелодраматический, эксплуатирующий эмоции фанатов и сочувствующих зрителей. Личные истории развиваются на социальном фоне, а создатели фильма с трудом пытаются выстроить органическое единство двух сюжетных планов. Я не думаю, что им это удалось вполне — между суровой реальностью расовой дискриминации и сентиментальной «слезодавилкой» второй половины сюжета разрыв слишком велик. Тем не менее допускаю, что именно базовая эмпатия к протагонистам как к живым людям позволяет лучше понять и те общие проблемы, которые порождает неравенство и жесткая социальная стратификация. Это послание несет агрессивный гангста-рэп, а фильм «Голос улиц» помогает донести его до более широкой аудитории.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*