fbpx


Свой среди чужих: Черная месса (Скотт Купер, 2015)

Кирилл Горячок

Гангстерский фильм в лучших своих проявлениях изначально был самым назидательным голливудским жанром. Его герои, вырвавшиеся к вершине мира амбициозные преступники, всегда кончали плохо. Но гангстерская романтика и желание испить полную чашу жизни вопреки обывательскому существованию всегда влекли зрителя. Пуританская назидательность не работала вполне. Именно эта романтика и пафос мужского достоинства стоят в центре лучших гангстерских картин рубежа 80-90-х.
Сегодня нового слова в жанре вряд ли кто-то ждет. И очередной боевик с Джонни Деппом предвещал обыкновенный привет Мартину Скорсезе. Но «Черная месса» пошла по иному пути.
Два друга детства оказываются по разные стороны баррикад: один работает на ФБР, другой — главарь местной банды. Улица научила их не предавать друзей, и агент ФБР ищет сотрудничества со старым другом под предлогом борьбы с мафией. Гангстер Уайти формально становится информатором спецслужб, но на деле распространяет свое влияние и берет власть над городом.
Джонни Депп не раз доказывал зрителям свою актерскую многогранность. В «Черной мессе» он предстает настоящим подонком и злодеем. Но образ Уайти все же уступает большинству образов героев Деппа. Харизма гангстера вытеснена его односторонностью, он просто садист и убийца. Немногие драматические сцены с ним выглядят довольно нелепо — как необходимость развития персонажа, но развиваться ему нет необходимости. В фильме Уайти не вполне обычный персонаж, он скорее мифический облик абсолютного зла, порожденного пороками других людей.
Гангстерское кино многократно затрагивало тему предательства и доноса на «своих». Очень тонко к этой теме подходит фильм с тем же Деппом «Донни Браско». Донос становится необходимостью в борьбе закона с преступностью, он неизбежен и заведомо трагичен. Но в «Черной мессе» моральный вопрос информирования раскрыт, на мой взгляд, особенно интересно.
Уайти Балджер жестоко карает всякого доносчика. Стоит только помыслить о предательстве, как он уже рядом. Но и сам гангстер информирует ФБР, что весьма не нравится его товарищам. В то же время детектив Джон Коннолли идет на все, чтобы уберечь своего друга от ответственности. Он искренне убежден в своей правоте, действует из святых принципов мужской дружбы, он просто не способен предать. Коннолли убеждает себя и начальство, что сотрудничество с Уайти идет на пользу борьбе с преступностью. Следуя кодексу, он подписывает контракт с дьяволом, служит черную мессу и отдает свою душу в его власть.
Коннолли и является главным героем фильма, вокруг него строится сюжет и транслируется основная тема. Но с развитием истории оказывается, что каждый ее персонаж крепко связан с Уайти, тайные помыслы каждого проявляются в насилии, которое персонаж Деппа несет в мир. Ближайшая свита главаря банды обретает свое лицо в сценах допроса. Через них мы узнаем, что гангстерская жизнь вовсе лишена романтики, в любое мгновение можно оступиться. Слишком тонка грань между информированием и доносом. Быть «крысой» — самый страшный позор и тяжелое преступление этого мира.
К сожалению, стать большим событием в жанре «Черной мессе» мешает главное — режиссура. Постановка сцен, композиция и монтаж вовсе не соответствуют уровню картины. Непрофессионализм молодого режиссера оставил роковой отпечаток на всем проекте, он вряд ли заинтересует широкую публику. Явная нехватка энтузиазма в работе — одна из главных проблем современного массового кино.
Из крупнейшего провала спецслужб США история Уайти Балджера с помощью кино стала незаурядным размышлением о самой сути взаимоотношений с объективным злом. Никто из приближенных так и не сдаст убийцу, каждый расплатится по своим счетам, но «крысой» не станет. Здесь и кроется главная трагедия гангстерской системы ценностей — что бы ты ни делал, ты всегда будешь «крысой».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*