Что происходит с философией в Новое время. Зачем нужен Бог в рационалистической философии? Что значит декартовское “Я мыслю, следовательно, существую”? Спиноза: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». Что это значит? Почему в 17-18 веках было опасно быть спинозистом.
Философия Лейбница: монады, предустановленная гармония, закон достаточного основания и оправдание зла. Как все это связано? Зачем нужны друг другу философия и математика. Как все разрушить, но все равно быть великим философом: случай Юма.
Как возможна философия после Юма? Между догматизмом и скептицизмом: суть критического метода. «Пробуждение от догматического сна». Что я могу знать? — границы человеческого знания. Имеем ли мы право пользоваться отвлеченными понятиями? Природа времени и пространства: почему мир вокруг нас именно такой?
Почему мы задаемся вопросами, на которые не существует ответа? Происхождение идей о Боге, душе, свободной воле. Антиномии разума. Если всё происходит по законам природы, то бывают ли свободные поступки? Кантовский анализ разных доказательств существования Бога.
Онтологическое, телеологическое и космологическое доказательства существования Бога и их разоблачение Кантом. Кантовская трактовка этих опровержений: «приподнять знание, чтобы освободить место вере». Кантовское решение «третьей антиномии»: как возможна свобода в детерминированном мире.
Что я должен делать? — кантовская философия морали. Что значит быть свободным? Бывает ли ложь во благо? Что плохого в золотом правиле нравственности? Категорический императив Канта. Что означает цитата про «звездное небо над головой» и «моральный закон во мне»? Возможна ли религия в пределах только разума? К радикальному злу и обратно: кантовское исследование моральной природы человека.
Загадка способности эстетического суждения: каким образом мы судим о прекрасных вещах, не зная, что такое красота? Как правильно спорить о вкусах? Кто такой гений? Прекрасное и возвышенное: два вида эстетического опыта.
Когда законы физики лгут: Кант о мире живой природы. Телеологическая способность суждения и окончательное единство философской системы Канта. Философия истории. Существует ли прогресс? Почему у истории нет законов и на что мы можем надеяться.
Эпоха Просвещения в истории человечества и в биографии отдельного человека: что значит выйти из несовершеннолетия и как удержаться в состоянии совершеннолетия. Взгляд философа на современность: в какое время мы живем и в чем его отличие от предыдущих и последующих времен? Существует ли прогресс и почему у истории нет законов.
Слово «революция» закрепилось в европейских языках благодаря трактату Коперника De revolutionibus orbium coelestium («Об обращениях небесных тел»). И хотя Коперник использовал слово revolutio («вращение/обращение») в специальном астрономическом смысле, по стечению обстоятельств его трактат знаменовал собой одну из первых настоящих революций Нового времени. Слово быстро распространилось за пределы астрономии. В политике революциями стали называться особые события Нового времени, такие, как Славная революция в Англии и Великая французская революция, аналогов которым не знали предыдщие эпохи. Словом «революция» подчеркивали, что произошедшее событие, — не просто государственный переворот или захват власти, но особое «обращение», переворачивание извращенного общественного порядка и восстановление естественного, исконного и справделивого. Таким образом, в Новое время даже в политике термин «революция» еще сохраняет свои астрономические корни и означает не столько разрыв с прошлым, сколько возвращение на круги своя.
Для Канта революция — как сам термин, так и исторический феномен — играет большую, хотя и неоднозначную роль. В своей философии он испольует этот термин в нескольких смыслах: он говорит о революции в познании («коперниканском перевороте») и в человеческом характере: переход к нравственному образу мыслей, рассуждает Кант, не может быть постепенным, он может быть только революцией в душе человека.
На глазах философа происходит Французская революция. Его современники дают ей разные, но почти всегда полярные оценки. Англичанин Эдмунд Берк пишет трактат с критикой революции и тем самым создает целое новое направление в политической мысли: консерватизм. Многие другие интеллектуалы, наоборот, восхищены революцией. Виктор Гюго позже скажет, что «93-й год был более велик, чем весь остальной век». Сам Кант тоже не стесняется оценочных суждений, но при этом его анализ отличается тонкостью и глубиной. Неслучайно Шеллинг впоследствии напишет, что именно «благодаря философии
Даниил Аронсон — историк философии, теоретик, преподаватель, аспирант факультета философии НИУ-ВШЭ.
Добавить комментарий