fbpx


Курс лекций — «Воображая Россию: США и русский «Другой» в XVIII — первой половине XIX вв.»


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Говоря о международных отношениях России (а также Советского Союза) и США, мы часто забываем, что до Холодной войны две страны связывали долгие и очень плодотворные партнерские связи, которые зародились еще в XVIII в. В курсе лекций «Воображая Россию: США и русский «Другой» вы узнаете, как формировались первые впечатления американцев о своем заокеанском соседе в на рубеже XVIII – XIX веков и каким образом исторические события эпохи, а также личный опыт путешественников влияли на изменения представлений о Российской империи. У наших героев, вместе с которыми мы будем колесить по огромной стране, различаются происхождения, цели приезда в страну и профессии: кто-то из них хотел сравнить индейцев и татар ради науки, кто-то приехал с дипломатической миссией, кто-то рассчитывал продать свои записки об экзотической чужбине, а кто-то просто последовал за своим супругом, служившим арапом при императорском дворе. Их объединяло одно: они стали первыми американскими путешественниками в России.

Курс состоит из 7 лекций:

  1. Заглядывая за ширму: Восток и Запад в западных представлениях о России XVIII в.
  2. Санкт-Петербург как фасад Империи
  3. Москва: на границе Европы и Азии
  4. Русский Юг: Одесса, Киев и степи
  5. Русские индейцы и американские татары: сибирские приключения американца в екатерининской России
  6. Институт несвободы: русские крепостные и американские рабы
  7. Скрытая угроза 1812 года: союзники или враги?

Лекция 1. Заглядывая за ширму: Восток и Запад в западных представлениях о России XVIII в.

voobrazhaya_rossiu1
Уильям Хит. Аллегория. Вторая половина 1828 – начало 1829 года.

На первой лекции курса мы будем говорить о европейских представлениях о России в XVIII в. и тому, каким образом они стали основой для образа Империи Романовых в США. Что есть Россия? Восток или Запад? А может быть это особое пространство, не укладывающееся в обычную систему координат? Западного человека эпохи Просвещения Российская империя одновременно пугала и восхищала своими размерами и размахом преобразований, задуманных Петром I и его наследниками. Вместе с европейскими путешественниками мы попробуем разобраться в хитросплетениях воображаемой географии того времени и поговорим о трансфере представлений о континентальном Востоке Старого света в Америку.

Лекция 2. Санкт-Петербург как фасад Империи

voobrazhaya_rossiu2
Б. Патерсон. Исаакиевская площадь 1800 г.

Санкт-Петербург, как и задумывал Петр I, стал главным «окном в Европу» для России на долгие годы. Именно сюда первым делом прибывали иностранные путешественники на кораблях, дипломаты со всех концов Земли и купцы. Петербург, во многом благодаря своей недолгой истории, важному политическому расположению, централизованной застройке, а также немецкому имени был самым европейским городом России. Иностранцы, приезжающие в страну, первым делом видели «парижские дома», дворцы и широкие улицы, что зачастую приводило их в смятение, ведь даже в «самом европейском городе» должны были встречаться элементы Азии, к которой еще недавно относилась Россия, скрытые «фасадом» якобы западного города. Этот мотив «Петербурга-как-ширмы» является доминирующим почти во всех травелогах, чьи авторы писали о столице Российской империи. Тем не менее, прежде чем переключить свое внимание на поиск «варварских» рудиментов, путешественники не могли оторвать своего взора от «самого блестящего города когда-либо виденного», как назвал Петербург в своих мемуарах первый американский посол в России Джон Квинси Адамс.

Лекция 3. Москва: на границе Европы и Азии

voobrazhaya_rossiu3
Литография из издания И.Х. Дациаро «Виды Москвы». Первая половина XIX века.

Москва для западных путешественников представала столицей древней азиатской Руси, которая, в отличие от Петербурга, давала намного более достоверные представления об истинной сущности Империи. В записках европейцев и американцев рубежа XVIII – XIX веков выражения, вроде «тот, кто не видел Москвы, не видел России, и тот, кто встречал русских только в Петербурге, не знает русских», были вполне характерны для всего дискурса. Если новая столица Петра воображалась скорее в виде огромной «потемкинской деревни» с европейским фасадом, почти закрывающим «азиатскую» сущность его жителей, то Москва оставалась городом, где еще можно было обнаружить «русскую аутентичность».

Лекция 4. Русский Юг: Одесса, Киев и степи

voobrazhaya_rossiu4
М. Н. Воробьев. Одесса. 1832.

Россия в представлениях западных путешественников – это страна бескрайних пространств – лесов в Сибири и степей на юге – в которых лишь изредка, словно оазисы в пустыне, возникают городки и селения. Те иностранцы, которые попадали в Российскую империю через ее южный порт, Одессу, ощущали будто они прокрались в страну с «черного входа», который тем не менее, пытался быть похожим на главный – Санкт-Петербург. Находясь вдали от столицы, в окружении украинских степей, Одесса предстает маленькой провинциальной копией петровского детища, которая, также, как и последняя, возникла на месте, где «еще тридцать лет назад стояли лишь нескольких рыбацких хижин». Путь американцев, избравших для себя Одессу отправной точкой в своем путешествии лежал через украинские степи с остановкой в Киеве. Для них южная столица России – это, несомненно, восточный город, сохранивший все прелести своего полуварварского прошлого. При этом путешественников нисколько не смущало, что Москва, в которую они вскоре отправится, находится восточнее географически.

Лекция 5. Русские индейцы и американские татары: сибирские приключения американца в екатерининской России

voobrazhaya_rossiu5
А.Е. Мартынов. Вид Иркутска, 1806 г.

Тема Сибири была достаточно щекотливой для России XVIII в. Если Западная Европа определяла собственную цивилизацию в основном на противопоставлении ее с полуварварской Европой Восточной, то петровская и екатерининская Россия, идентифицируя себя как западную страну, подчеркивали свое отличие от однозначно азиатской Сибири. Потому любой намек на то, что и европейская половина страны имеет под собой варварские корни, вызывал недовольство. Любое описание зауральских территорий не должно было иметь никаких общих черт с характеристикой западной части России. Именно поэтому любые иностранные проникновения в Сибирь воспринимались с недоверием и опаской, даже если их цели были сугубо научными. В 1785 г. в Париже у американского путешественника Джона Ледьярда, одного из соратников знаменитого капитана Кука, зародилась идея отправиться в Сибирь, чтобы исследовать местные народы. Чем завершилась эта авантюра вы узнаете в очередной лекции из нашего цикла.

Лекция 6. Институт несвободы: русские крепостные и американские рабы

voobrazhaya_rossiu6
И. Аргунов. Портрет калмычки Аннушки. 1767 г.

Помимо наличия в обеих странах своих татар, американские путешественники чувствовали и еще одну общую черту между США и Россией. Ею стало рабство. Как отмечает российский исследователь И.И. Курилла, «как американцы, так и русские хорошо понимали схожесть рабства и крепостного права, однако, в зависимости от собственной точки зрения, в своих рассуждениях делали упор либо на критике этих установлений в обеих странах, либо на отличительных особенностях африканского рабства и крепостного права, оправдывая собственный вариант. Как правило, более популярным и среди критиков, и среди защитников системы принудительного труда, было подчеркивание общих черт двух институтов». В рамках этой лекции мы попробуем проследить то, как американцы, путешествующие по России, на практике сталкиваясь с крепостным правом, рефлексировали о его связях с рабством и как они мыслили себе будущее двух институтов несвободы.

Лекция 7. Скрытая угроза 1812 года: союзники или враги?

voobrazhaya_rossiu7
«Медведь становится посредником в переговорах о мире». Карикатура 1812 г.

Летом 1812 г. примерно в одно и то же время по обе стороны Атлантического океана начались два военных конфликта: между Францией и Россией и Соединенными Штатами Америки и Англией. К 1813 г. стало понятно, что Наполеон проигрывает русскую кампанию, а США фактически ведут вторую Войну за независимость, столь же тяжелую и выматывающую, как и первая. Как метко подметил американский исследователь Норман Сол, говоря о Российской империи и США, можно найти определенную иронию в том, что эти «две страны имея общие и легко совместимые интересы и испытывая значительное увеличение контактов друг с другом, оказались на противоположных сторонах на великом последнем этапе Наполеоновских войн».  Учитывая тот факт, что в это время американская нация только нащупывала очертания собственной идентичности, военные конфликты в Северной Америке и Европе 1812-1815 гг. не могли не оказать сильное влияние на этот процесс. В рамках заключительной лекции курса мы поговорим о том, как в американском общественном мнении впервые встал вопрос о будущем отношений России и США в глобальном контексте.

Преподаватель

historical1Панов Антон Сергеевич, окончил историко-филологический факультет РГГУ с отличием, аспирант Отделения международных отношений РГГУ, специалист по истории США и России XVIII-XIX вв. Область научных интересов: культурные связи США и России на рубеже XVIII-XIX вв, имагология, теория национализма и имперские исследования, гуманитарное образование в школе. В 2015 г. вел специальный курс «Введение в ремесло историка» в гимназии №1552.

Группы и стоимость

Стоимость  — 400р.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*