fbpx


Архитектура пустоты: Багровый пик (Гильермо дель Торо, 2015)

Кирилл Горячок

Готическая литература возникает в конце XVIII века в качестве своеобразной оппозиции господствующему рационализму и просвещению. Рассказывая истории о потустороннем, авторы между строк говорили о потаенных страстях, запретной любви и бремени прошлого. Запретные темы оживали в образах призраков и заброшенных замках.

Стилистика готического романа по-разному воспринималась кинематографом. В немой период им пользовались, чтобы рассказать страшную историю. Позже готика становится реальным проводником психоанализа, за умелой стилизацией часто скрывались темы, о которых цензура не позволяла заявить открыто.

Главной особенностью литературной готики, а также лучших образцов готического кино («Невинные», «Призрак дома на холме», фильмы ужасов студии Hammer) является практически полное отдаление потустороннего от глаз зрителя. Само существование призрака ставится под сомнение, оно протекает преимущественно в образной структуре произведения – в сознании главного героя. История о страшном доме всегда становится приемом у психоаналитика.

Гильермо дель Торо – один из самых успешных жанровых режиссеров современности. Он работал в разных фантастических жанрах, но готическая стилизация обернулась большой творческой неудачей.

«Багровый пик» во всем старается следовать канонам жанра. Главная героиня, белокурая и невинная Эдит, мучима призраками с раннего детства, когда умерла ее мать. Судьба приводит ее в зловещий дом, где ей предстоит встретиться с неупокоенным прошлым.

Детально проработанный визуальный ряд, прекрасные костюмы и беспроигрышная игра цветов прекрасно работают в общей атмосфере готической истории. Но под ярким фасадом скрывается бессвязное и пустое содержание, сотканное уже не из канонов жанра, но из плохих клише фильмов ужасов.

Дом, обязанный в готическом романе быть одним из главных героев, при внешней красоте становится скромным набором из двух-трех симметричных комнат. Он не движется, не живет, подобно самому фильму, он увлечен лишь своей внешностью. Его обитатели, уродливые призраки, пугают настолько примитивными средствами, что делают хоррор-составляющую совершенно неубедительной. Более того, намекая на каноническую метафору бремени прошлого, злые духи дома в контексте повествования являются лишь частью жанровой необходимости.

Точно так же в стремлении к точной стилизации появляются и исчезают многие элементы фильма. Он с трудом добирается до финала под грузом условностей и цитат, чтобы окончиться типичным слэшером.

Форма фильма, над которой трудились настоящие профессионалы, не сумела заговорить на месте пустоты сюжета. История безумной любви полна нелепостей, впрочем, простительных для жанрового кино. Но в том-то и дело, что в настоящем жанровом фильме работают определенные механизмы, через форму вызывающие к жизни актуальные социальные или психологические высказывания.

«Берегись Багрового пика», – твердит героине ее умершая мать. Но не стоит бояться пустоты, ведь так просто обойти ее стороной.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*