fbpx


Мастерская историка для школьников

historical

Если вы:

  • любите историю, но чувствуете, что школьной программы вам мало;
  • хотите узнать про историю «изнутри»;
  • желаете подготовить себя к обучению в гуманитарном отделении вуза;
  • или просто чувствуете интерес ко всему новому,

То курс «Мастерская историка для школьников» — для вас!

Цель Мастерской – в увлекательной форме познакомить учеников с существующими историческими исследовательскими стратегиями и азами источниковедческого анализа, дать общий обзор актуальных исторических направлений и предоставить возможность ребенку самому опробовать свои силы в написании своей истории. В рамках Мастерской мы будем работать с конкретными материалами, от «Приключений барона Мюнхгаузена» и «Истории вчерашнего дня» Л.Н. Толстого до американских политических карикатур на Н.С. Хрущева и М.С. Горбачева и мультфильмов о Незнайке. Каждый ребенок в нашей Мастерской почувствует себя настоящим историком!

Почему современная историческая наука – это вовсе не то, что называют историей в обычных школах? Чем отличается взгляд современника от взгляда потомка или иностранца? Как смех помогает нам при изучении истории? Как анализировать фотографии, кинофильмы и карикатуры? Можно ли сделать чтение и изучение комиксов серьезным занятием? Чем занимаются сегодняшние историки и в чем их отличие от исследователей XIX века? Ответы все эти вопросы в легкодоступной и интерактивной форме вы получите, пройдя курс «Мастерской историка».

План работы мастерской

Занятие 1. Введение в историческую науку и виды источников.

На первом занятии Мастерской ее участники будут знакомиться между собой и с преподавателем. Кроме того, мы поговорим о значении истории в жизни людей, ее месте в ряду других наук, в том числе гуманитарных. Вместе с участниками Мастерской мы обсудим соотношение истории и литературы, географии, психологии, социологии и математики и, наконец, ответим на самый главный вопрос всего курса: почему же история интереса? Во второй части занятия мы попробуем подумать, чем различаются исторический источник и исторический факт, а также начнем разговор о видах источников. В заключение мы обсудим разные исследовательские оптики, которые будут первыми инструментами юных историков: современника, иностранца, потомка и шута.

Занятие 2. Дневник как исторический источник

Что такое дневник и зачем люди их пишут? О чем бы вы сами написали в своем дневнике? Что историк может почерпнуть для себя, исследуя дневниковые записи? На все эти вопросы мы попробуем ответить в рамках второго занятия Мастерской, анализируя разные примеры дневников.

Занятие 3. Мемуары как исторический источник

На очередном занятии Мастерской мы будем рассматривать воспоминания как исторический источник. Мы обсудим историю возникновения мемуаров как особого вида источников, цели и способы их написания и попробуем применить оптику «современника» на конкретных примерах мемуаров.

Занятие 4. Травелог как исторический источник

В чем особенность видения иностранца? Как путешественники отбирают материал для своих записей? И почему то, что обыденно для нас, вызывает удивление у гостей из других стран? И, наконец, почему историку так важно уметь работать с записками иностранцев? На эти вопросы мы постараемся ответить в рамках занятия Мастерской, посвященного травелогам.

Занятие 5. Письмо как исторический источник

На пятом занятии Мастерской историка мы будем обсуждать письма и переписку как исторические источники. Что люди писали друг другу в XVIII-XIX веках, а что сейчас? Что письма могут дать историку? Что такое эпистолярный этикет и почему исследователь не может им пренебрегать? Обсуждение этих вопросов и работа с интересными текстами будет вас ждать на занятии.

Занятие 6. Фотография и кинематограф как исторические источники

Шестое занятие Мастерской будет посвящено фотографии и кино. На нем мы обсудим особенности методологии работы с визуальными историческими источниками, поразмыслим на общими чертами и различиями в подходах к анализу фото- и видеоматериалов, а также подумаем об исследовательском потенциале фотографии и кинематографа.

Занятие 7. Лубок, карикатура и комикс как исторический источник

В чем особенность лубка, карикатуры и комикса как источника? Почему важны и визуальная, и текстовая части? Какова роль культуры при восприятии и анализе лубков, карикатур и комиксов? Почему историки все чаще обращаются к ним? Все это мы будем обсуждать на очередном занятии Мастерской историка.

Занятие 8. История сегодня: итоговое занятие

На заключительном занятии Мастерской мы подведем итоги всего курса и обсудим те исследовательские инструменты, которыми мы пользовались при анализе текстов. В завершение курса мы поговорим об историческом (и, шире, гуманитарном) знании в современном мире: какие направления популярны и актуальны? Где можно применить стратегии анализа текста, помимо гуманитаристики? Почему сегодняшний источниковедческий анализ нужен не только источниковедам?

Занятия курса будут проводиться в форме семинаров-обсуждений, где каждый получит возможность высказать свою точку зрения или догадку на поставленные проблемы. Вас будут ждать интересные вопросы и задания, которые потребуют коллективного вовлечения в процесс обучения, а также домашние задания, в ходе выполнения которых будут закрепляться полученные знания и навыки.

На протяжении всего курса поддерживается постоянная обратная связь с преподавателем.

Преподаватель

historical1Панов Антон Сергеевич, окончил историко-филологический факультет РГГУ с отличием, аспирант Отделения международных отношений РГГУ, специалист по истории США и России XVIII-XIX вв. Область научных интересов: культурные связи США и России на рубеже XVIII-XIX вв, имагология, теория национализма и имперские исследования, гуманитарное образование в школе. В 2015 г. вел специальный курс «Введение в ремесло историка» в гимназии №1552.

Группы и стоимость

Курс рассчитан на 8 занятий.

Стоимость занятий в группах  — 2200р./месяц

[rk_button sku=»1310151414″ description=»Мастерская историка для школьников» price=»2200″]

Запись по телефону: +7 910 478 65 54 

или через форму ниже:

* indicates required field

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*