fbpx


Цикл лекций «Философия и искусство: удивительные параллели, необычные интерпретации»


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Лекция 1. Теория мифа и символа. Обзор эволюции символов в искусстве

filosofia_iskusstvo-01
Фестский диск

Как связан миф с символом? Чем отличается символ от знака и аллегории? Все эти элементы являются неотъемлемой составляющей традиционного искусства. Развитие символики прошло путь от архетипических знаков в древних орнаментах до пиктограмм шумеров и иероглифов египтян. В дальнейшем архаические символы перекочевали в христианскую символику и обрели новое значение. Средневековая тайнопись уже представляла собой гремучую смесь из символов разного происхождения, к которым еще добавились кодовые знаки тайных орденов и кабалистических учений. Как изменилась символика в эпоху Возрождения? Система символов стала еще более сложной и разветвленной, так как появились индивидуальные знаки,  лично изобретенные художниками. Это вводная лекция к целому курсу, в течение которого мы будем говорить о символических системах гениальных художников разных культурных эпох.

Лекция 2. Микеланджело – великий и ужасный. Тайные символы Сикстинской капеллы. Статуя Моисея в интерпретации Фрейда

filosofia_iskusstvo-02
Фрагмент «Сикстинской капеллы»

Микеланджело был антиподом Леонардо, они как две стороны Луны – темная и светлая. Микеланджело отличался тяжелым мрачным нравом, замкнутостью, упорностью и целеустремленностью, в отличие от жизнелюбивого общительного красавца Леонардо, редко завершающего свои многочисленные проекты. Как и все гении Ренессанса Микеланджело возрождал и одновременно реформировал антично-религиозный миф, укореняя в европейском сознании антропоцентрические мотивы.

Странные неканонические образы и символы в росписи Сикстинской капеллы скрывают тайны и загадки, до сих пор провоцирующие исследователей на новые интерпретации. Почему художник создает не одно, а два изображения Творца в необычном ракурсе? Какую революционную идею зашифровал в своей знаменитой фреске великий скульптор? И можно ли найти закодированную информацию в других произведениях Микеланджело? При анализе творчества гениального флорентийца оказывается, что почти в каждом его произведении есть свой секрет.

Лекция 3. Иероним Босх – сюрреалист 15 века или средневековый алхимик?

filosofia_iskusstvo-03
Фрагмент триптиха «Сады земных наслаждений»

Может показаться удивительным, что Леонардо да Винчи и Иероним Босх жили практически в один и тот же период времени, и оба являются яркими представителями эпохи Ренессанса. Кроме того, что их живопись кардинально различается, они абсолютно противоположны по образу жизни.  Если про Леонардо известны многие подробности его биографии, то про Босха, кроме того, что он провел около 40 лет в братстве Богоматери Хертогенбоса, неизвестно ничего, даже точный год его рождения. Но его творчество неизменно вызывает интерес зрителей, и, прежде всего, из-за сложной системы символов, разгадка которых была известна лишь самому художнику. Есть ли ключ к расшифровке загадочных триптихов великого голландца? Некоторые исследователи предполагают, что он был знаком с практикой алхимии, магии, оккультных наук, астрологии, спиритизма, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения и многое другое. Кто-то называет символы на его картинах сюрреалистическими, говоря о нем, как о предшественнике Сальвадора Дали. Однако, насколько образы, воспроизведенные Босхом, были бессознательными? Или совсем наоборот, его послание было аллегорическим и точно рассчитанным, таким образом, совершенно прозрачным для посвященных? К кому тогда обращены эти послания гения Северного Возрождения? Разберемся на лекции!

Лекция 4. Караваджо и Рубенс: символика Нового времени

Рубенс «Три грации»

В Новое время символизм претерпевает упадок и закат, поскольку разрушается мировоззрение, построенное на антично-христианском мифе. Художники все еще обращаются к традиционным сюжетам древнегреческих легенд и библейских историй, но облики богов, героев, святых все больше похожи на простых парней и девушек с соседней улицы. Психоаналитики называют эту стадию в личном развитии «убийством архитепических родителей», то же самое происходило и на уровне культуры. В драматических натуралистичных ракурсах Караваджо трудно узнать благородного Давида, скорее перед нами хладнокровный юный убийца, только что отрезавший голову Голиафу. Узнаем ли мы привычную библейскую героиню Юдифь, во всем театральном жизнеподобии отсекающую голову своему врагу и отпрянувшую от фонтана крови? А что вы скажете о пышнотелой блондинке Рубенса, со всей страстью припадающей к ногам Христа? А три античные грации, нарушающие все древнегреческие и ренессансные каноны, изображенные фламандцем во всей полноте женской чувственности. Понаблюдаем вместе, как символичность уходит из произведений искусства.

Лекция 5. Мифология Северной Европы. Нордические легенды в произведениях прерафаэлитов. Теория Германа Вирта о значении рун

filosofia_iskusstvo-05
Дж. Уотерхауз «Леди Шел»

Сюжеты северной мифологии, не столь часто представленные в изобразительном искусстве, хорошо знакомы нам по литературным и кинематографическим произведениям. Герои кельтской, скандинавской, немецкой мифологии практически не становились предметом внимания живописцев вплоть до 19 века. И только прерафаэлиты, восстав против академических правил, обратились к богатому материалу собственной северно-европейской традиции, поставив ее в один ряд с образами древнегреческой и библейской культуры. Значение символики и мифологии Северной Европы было недооценено в истории искусства, однако, по теории Германа Вирта, именно она дала основание для формирования алфавита и всех монотеистических религий. Вирт исследовал общеиндоевропейскую систему символов, связанную с первой архаической религией, эволюционировавшую в дальнейшем в руническую письменность, и породившую в конечном итоге европейский алфавит.

Лекция 6 . Славянская мифология и символика

stroeva_2
В. Васнецов «Сирин и Алконост»

В основе русской культуры лежит богатое наследие славянских племен, населявших территорию европейской части современной России, однако вследствие различных причин немного дошло до нас «преданий старины глубокой». Однако, известно из сказок и фольклора, что космогония древних славян, включала образность и символику общую для индоевропейской мифологии, например, представления о мировом древе, произраставшем на острове Буян (Рюген), где находился также Алатырь-камень (пуп земли), источники живой и мертвой воды. Отголоски архаических мифов славян сохраняются в современном языке, так древний пантеон славян почитал Рода – мать и отца всех богов, отсюда произошло выражение «на роду написано». Пантеон древних славян включал огромное количество богов и божеств, многие из них стали персонажами русских сказок, так богиня Мара (Моровая дева) была прообразом Бабы Яги. Некоторые образы славянской мифологии дошли до нас благодаря русским художникам, так на картинах Васнецова мы можем встретить птиц Гамаюн, Сирин и Алконост. Кроме того, славяне верили в разного рода «нечисть», и все эти языческие представления сохранились в поговорках, приметах и другом народном фольклоре. Кроме того, после крещения Руси произошел сплав язычества и христианства, что отражено, например, в праздниках, которые зачастую были просто переименованы, взять хотя бы, Пасху – праздник Дажьбога.

Лекция 7. Что такое неомифологическое сознание? Кубизм Пабло Пикассо

PicassoLeft:  Detail. Les Demoiselles d'AvignonRight: Mask from Dan tribe
Пикассо «Авиньонские девицы» и африканская маска

В начале 20 века в эпоху Модернизма возник интерес к изучению мифологического сознания. С одной стороны, впервые была проанализирована структура мифа и способы его функционирования с точки зрения философии и антропологии. А с другой стороны, художники, писатели и философы начали активно вплетать в ткань своих произведений архаические и классические мифы, а также уподоблять свои тексты структуре мифа, что и получило название «неомифологического сознания». Достаточно вспомнить Толкиена с его эпической сагой о Средиземьи или Булгакова с его переписанной библейско-гностической историей о Мастере и Маргарите, чтобы понять, о чем идет речь. В изобразительном искусстве одним из ярчайших представителей этой эпохи был Пабло Пикассо. Он намеренно использовал приемы искусства первобытных культур для развития своего живописного метода. Например, в «Авиньонских девицах» он использовал образы африканских масок, заразившись этой страстью от Матисса. Чем так привлекали модернистов архаические образы и древние мифы? И почему эта тенденция «неомифологического» актуальна и для современной постмодернистской культуры, поговорим на лекции.

Лекция 8 «Глобализация: древние символы в массовой культуре. Тоталитарные культы и реклама»

stroeva_1
Логотип Apple и золотое сечение

Глобализация и массовая культура, как известно, представляет собой бриколажный тип производства, что предполагает использование символов разного культурного происхождения, причем их подлинное значение утрачивается и используется лишь внешняя оболочка. Однако, многие символы, являясь архетипами, действуют бессознательным образом. Например, почему символом компании Apple стало надкушенное яблоко? У этого символа можно считать несколько коннотаций: от Ньютона до Библейского грехопадения, но есть и универсальный архетипический смысл, уходящий корнями в архаику, и  отсылающий к древнему догреческому образу бога Аполлона и его «молодильным яблочкам». А что означает пацифистский значок, и, причем тут перевернутая нордическая руна? Проанализируем, какие древние символы и визуальные приемы использует сегодня медиакультура? Реклама, как и все идеологические машины тоталитарных режимов, используют одни и те же приемы воздействия на подсознание, чтобы закреплять мифологические установки символическим образом. А поскольку медиакультура сегодня является главным инструментом, транслирующим мифы потребительского общества, возрождение архаического символизма представляется абсолютно закономерным процессом.

Лектор:

Олеся Строева — кандидат философских наук, ученое звание доцента, должность — профессор кафедры теории и истории культуры, Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, художник, режиссер.


Комментарии

Андрей

Мне очень нравится курс Олеси «Философия и искусство: удивительные параллели, необычные интерпретации». Олеся — сама художник и одновременно философ (редкое сочетание) подает материал научно фундированно (т.е. обоснованно, подкрепляя его источниками и не пытается выдать то, что еще на является научно доказанным и общепринятым за истину в последней инстанции), продуманно и взвешенно — как и полагается «сухому» философу, но наполняя содержание красками мирового искусства — от примитивных его форм до XX века. Очень подготовленный курс — профессиональные, продуманные и красочные слайды и мысли. Видно — сколько человек вложил труда и времени в его разработку! Это не халтура какая-нибудь (что — увы! — не редко можно видеть в подобных лекториях). Знать и уметь ясно и интересно подать материал — этими двумя навыками далеко не каждый лектор обладает! Мне нравится ее темп подачи материала (что позволяет его записывать, продумывать), ее манеры, ее реакция на спонтанные вопросы. Большое спасибо, Вам, Олеся!

Ответить

Олеся Строева

Андрей, мне очень приятно и важно получить такой подробный и крайне положительный комментарий, особенно из Ваших уст! Спасибо Вам за внимательное изучение моего курса! Искренне хочу сказать, что получаю огромное удовольствие от общения с Вами и всеми слушателями, даже испытываю каждый раз гордость за то, насколько образованные, интеллигентные и зрелые люди посещают этот цикл лекций!

Ответить

Борис и Лена

С большим удовольствием посещаем лекции Олеси Строевой. Очень интересно и познавательно! Сегодня вышли после лекции о символике нового времени просто вдохновленные. Уже с нетерпением ждем следующей субботы. Олеся! Спасибо Вам большое! Надеемся, что после окончания этого цикла Вы продолжите Ваши лекции в Пунктуме и мы узнаем еще много нового!

Ответить

Олеся Строева

Дорогие Борис и Лена! Я очень рада, что могу доставить вам радость и удовольствие! Так приятно услышать от вас эти слова! Спасибо вам, что проявляете интерес к этому циклу лекций!

Ответить

Юлия

Здравствуйте!

Подскажите, пожалуйста,этот цикл будет повторяться с начала?

Спасибо.

Ответить

admin

Юлия, здравствуйте! Скорее всего, да, однако точных дат назвать пока невозможно. Некоторые лекции из этого цикла доступны на сайте Пунктум Клуба.

Ответить

Олеся Строева

Я не против повторить!

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*