fbpx


Кризис европейского кино: Моя мама (Нанни Моретти, 2015)

Кирилл Горячок

Премьера фильма «Моя мама» прошла в киноклубе «Фитиль» 22 сентября.

Европейское кино сегодня гораздо реже, чем ранее, осмеливается выйти за присущие ему рамки. Ощущая себя по-прежнему независимыми от массового кинопроизводства, такие фильмы целиком обращены к фестивальной публике, где их создателей всегда ждет успех. Нанни Моретти не исключение. Несмотря на сравнительно небольшой послужной список режиссера, сегодня он любимец фестивальных критиков.

Фильм «Моя мама» с огромным успехом был принят на Каннском фестивале в этом году, хотя и не получил главных призов. Такое отношение критиков к картине, как и к самой фигуре Моретти, иногда вызывает явное недоумение, поскольку, кроме великолепных актерских работ, его картины вполне соответствуют жанру среднего европейского кино. И это тот случай, когда жанр поистине сужает возможности и, говоря по существу, желание режиссера выходить за его рамки. Своего рода «престижное кино», каким звали фестивальные картины французские критики «Новой волны», сегодня занимает свою непоколебимую нишу. И эта ниша продолжит свое существование в хвалебных рецензиях большинства критиков, для которых ругать Нанни Моретти – не престижно.

«Моя мама» повествует драматическую историю о женщине-режиссере, она работает над картиной о безработице, защите прав рабочих, в то время как ее мать находится в больнице со смертельной болезнью. Все распадается на части, героиня Маргерита теряет способность контролировать свою жизнь. Ее сны и переживания смешиваются с реальностью, квартира затоплена, счета потеряны, а фильм стоит на одном месте. «Моя мама» иллюстрирует физическую и духовную потерю Маргериты, потерю матери и самой себя, ее сомнение в своих силах и возможности коммуникации с другими людьми.

Грубое сочетание юмора и драмы в картине ощутимо ломает ритм и путает нарратив. Фильм изначально старается подражать работам Феллини и Трюффо, смешивая с фабулой чувства и профессиональные проблемы режиссера, но к середине картина вовсе перестает притворяться. Она теряет все, что имела в первой половине, и заполняет пространство совершенно пустыми сценами, дабы разбавить драму комедией. В итоге драматический финал просто не работает. Маргерита остается одна, все персонажи фильма оказываются бессмысленным грузом, неразрешенным, подобно фильму героини.

Сильной стороной Моретти всегда были первоклассные актеры. «Моя мама» здесь не исключение, работа Маргериты Буй и самого Моретти выглядят замечательно. Но настоящим бенефисом стала роль талантливейшего актера Джона Туртурро. И это могла быть по-настоящему знаковая работа, если бы она не была столь бессмысленной в общем повествовании фильма. Герой Барри Хаггинс должен был олицетворять важный для картины лейтмотив некоммуникабельности, но в итоге его задачей становится лишь развлечение зрителя между драматическими сценами. Только благодаря таланту Туртурро сцены с ним поистине прекрасны.

На протяжении фильма повторяется одна фраза: «Играя, актер должен быть и своим персонажем и самим собой», – каждый герой по-своему пытается понять ее. Но, как и большинство мотивов, этот также исчезает сам в себе. Фильм действительно мог бы стать лучшей работой Моретти, но не хватило смелости довести все до конца, и он превратился в посредственное высказывание о потери матери.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*