fbpx


Кино веет, где хочет: Такси (Джафар Панахи, 2015)

Кирилл Горячок

Фильмы Джафара Панахи всегда становятся фестивальным событием. Интерес к его фигуре, безусловно, рождается еще до знакомства с его творчеством. Напомню, что режиссеру запрещено снимать и выезжать из родного Ирана.

В то время как большинство зрителей ожидает от его фильмов социальные и протестные настроения, Панахи вовсе ими не озабочен. Его имя используется как пример жизни и работы в тоталитарном государстве, но сам он решает иные задачи.

Смотреть Джафара Панахи не зная о нем ничего, пожалуй, даже интереснее, чем находить в его фильмах множество отсылок к биографии и творчеству автора. Режиссер сам является главным героев своих картин, сам повествует о себе и Иране.

В «Такси» иранское общество, находясь под пристальным взглядом видеорегистратора, выходит за рамки социальных процессов. Мир фильма балансирует на грани документального и игрового, случайности и инсценировки. Панахи в ответ на вопросы пассажиров о его новом фильме хитро улыбается. Жизнь – это и есть фильм.

И этот фильм нельзя снять, у него нет автора. Фильм происходит ежеминутно на наших глазах. Панахи говорит о свободе большей, чем гражданской. «Такси» – высказывание о свободе творчества, к потоку творчества достаточно лишь обратиться, чтобы оно отдало нам свои богатства. Домашний арест и санкции по отношению к режиссеру становятся более чем мелочными, когда жизнь сама в себе преподносит художнику настоящую свободу. Снимать на автомобильный видеорегистратор или мобильный телефон – это вовсе не искусный формализм. Фабула фильма возникает из самого материала, сюжет связан с потоком жизни, которым порожден.

«Такси» – это событие большого искусства кино, но и настоящее возвращение к сути этого искусства. Это размышление о роли автора в созданном им мире, а также актуальности мира реального.

Иранская жизнь вне такси наполнена трагедией, но Панахи приглашает в свой микрокосм, мир художника, с улыбкой смотрящего недостатки его пассажиров и на весь мир. В конце концов, даже если тебе отключили камеру, кино и искусство, подобно духу, веет, где хочет. Достаточно ухватиться за него.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*