Денис Салтыков
То, что зрителя ожидает плохой фильм, можно догадаться уже по надоевшему клише на первых минутах: персонаж идет со стаканом в руке, видит нечто, стакан падает и разбивается в slow motion. Прием даже часто перечисляется в списках самых раздражающих клише в кино, но создателям «Пиковой дамы», очевидно, все равно. Дальше должны последовать высокопарные рассуждения в стиле «мы работаем в жанре, там и должны быть клише». И я бы, конечно, согласился, с одним условием – они должны быть собраны в непротиворечивое единство. Сценарий нового российского хоррора написан так, что о единой мотивировке действия не может быть и речи. В одну кучу смешаны истории о российском аналоге «Кэндимэна» (Бернард Роуз, 1992), одержимости демоном и проклятом артефакте в стиле «Худеющего» (Том Холланд, 1996) или «Затащи меня в Ад» (Сэм Рэйми, 2009). Переход от одного мотива к другому каждый раз внезапен, а жанровые приемы необоснованны.
Приведу лишь два примера сценарных просчетов. Их можно насчитать очень много, но я упомяну те, которые наиболее сильно возмутили меня. Вот первый: героиня, в которую вселилась Пиковая дама, яростно материт отца (разумеется, не материт, а легко бранится – монстр помнит о действующем российском законодательстве). Сквернословие одержимой в классических хоррорах всегда обусловлено религиозным контекстом: демон экспрессивно указывает на греховность человека, чтоб умалить божественную составляющую в нем. Героиня «Пиковой дамы» же просто сквернословит, словно у нее стереотипный синдром Туретта. Никакой мотивации за этим не стоит, одно лишь желание сценариста-режиссера использовать расхожий жанровый прием. Вторым примером слабости сценария может служить непонятная сцена встречи рыжеволосой подружки главной героини с отцом последней. Мужчина зачем-то соглашается просто зайти в гости к малолетней девице, а та с ним наигранно флиртует. Все это не получает никакого развития, непонятно зачем сделано, нигде дальше в сюжете не всплывает. Повторюсь, подобных проколов чересчур много.
А ведь хороший трейлер у фильма, крепкая рекламная кампания. В итоге зрителей в кинотеатры заманили, так что «Пиковая дама», вполне вероятно, окупится. Кому-то этот набор немотивированных банальностей даже может показаться страшным, если человек совсем не насмотрен. Я же настоятельно рекомендую познавать законы жанра на качественных примерах, а не на успешно раскрученном браке с бюджетом в 45 миллионов рублей. Желающим поискать современный отечественный хоррор стоит обратить внимание на недооцененный зрителями «Шопинг-тур» (Михаил Брашинский, 2012), а «Пиковую даму» оставить в стороне. Время дороже.
Добавить комментарий