Культура большого города с начала 20-х стала основой мирового авангарда. Город олицетворял собой идею прогресса и светлого будущего. В этот период происходит масштабная урбанизация, люди осваивают город, его темп, олицетворенный в вечном движении трамваев.
Художественный авангард к середине 20-х уже является частью городской культуры и нового революционного сознания, желания изменить жизнь, изменив язык искусства.
В Советской стране документалист Дзига Вертов, совместно с организованной им группой киноков проводит ряд экспериментов в области кино и монтажа. Сталкивая снятые куски жизни, они выстраивали новую революционную реальность, мир приближающегося социализма. Самая известная картина Вертова «Человек с киноаппаратом» задумывалась как фильм о работе оператора в большом городе. Но в результате фильм стал масштабной симфонией жизни, модернистским взглядом на город и человека.
Немецкий режиссер-авангардист Вальтер Руттман был одним из представителей группы «Абсолютное кино», отвергавшей все повествовательные законы кинематографа тех лет. Кино, по их мнению, это особый язык ничего не обозначающих образов. В 1927 году, под явным влиянием Вертова, Руттман ставит большую картину о Берлинской жизни. Город становится антропоморфным героем, он движется и дышит. Механизация, темп и ритм новой городской жизни в авангардистском понимания созидал механического сверхчеловека, могущего построить новый мир.
Мы обсудим контекст возникновения двух важнейших картин киноавангарда 20-х, а также постараемся приблизиться к тому, что пытались донести авторы и как воспринимался их модернистский посыл публикой.
Ведущий — Кирилл Горячок
Добавить комментарий