allegor_zhiv_vayan

Джованни Франческо Барбьери. Аллегория живописи и ваяния 17в.

Перед нами открыли двери сотни музеев по всему миру, любые репродукции и книги доступны в сети. Почему же лектории по-прежнему полны слушателей? Потому что, чтобы разбираться в отдельных вопросах искусства, видеть конкретное произведение, необходимо видеть и картину в целом. Но не всегда есть время на толстые книги по истории искусства. Зато можно найти в себе желание посетить несколько лекций и выстроить мысленно карту большой истории искусства, восполнив пробелы в знаниях, чтобы открыть для себя незамеченный прежде мир. Чтобы разбираться в искусстве не обязательно быть искусствоведом, ведь понимать, что именно изображено на полотне, когда это было сделано, кем и зачем — и это может быть навыком любого образованного человека.

Данный курс построен не по историческому принципу, его цель — показать основную линию концептуальной и формальной эволюции европейской живописи. Однако, понимание  исторических этапов развития живописи имплицитно входит в курс и становится частью представлений слушателей о европейском искусстве. Главное же, в ходе курса раскрываются главные темы, сюжеты и концепции искусства, те базовые представления, без которых невозможно понимание произведений мастеров прошлого вне зависимости от знания истории.

 

Часть первая. Сюжеты западноевропейского искусства.

Микеланджело Буонарроти. Всемирный потоп. Фреска в Сикстинской капелле. 16в.

Микеланджело Буонарроти. Всемирный потоп. Фреска в Сикстинской капелле. 16в.

Музеи всего мира полны загадочными полотнами, подчас огромных размеров, а иногда очень скромными, на которых изображены причудливые персонажи — жители мифов и легенд, библейской истории и евангельских притч. Почему художники веками выбирали эти сюжеты для своих полотен? Почему богатые заказчики Италии и Франции, Голландии и России заказывали снова и снова «Похищение Европы» или «Всемирный потоп»? На лекциях мы вместе поразмышляем над этими вопросами и постараемся понять, почему не стоит в музейных залах пробегать мимо этих картин, а стоит, наоборот, вглядеться в них и постараться найти то зерно, которое содержится в каждом мифе и в каждой притче, то, что касается каждого из нас.

Франсуа-Ксавьер Фабр. Эдип и Сфинкс. 19в.

Франсуа-Ксавьер Фабр. Эдип и Сфинкс. 19в.

  1. Главные сюжеты: Бог, человек и фатум. — 16 сентября в 19-30

Зачем Бог устроил потоп? Кто такой сфинкс, с которым боролся Эдип? Как обрести защиту от злого рока. Почему тема смерти и апокалипсиса не отпускает умы художников до сих пор?

 

Хендрик Гольциус. Грехопадение, 1616

Хендрик Гольциус. Грехопадение, 1616

  1. Главные сюжеты: мужчина, женщина и семья. — 23 сентября в 19-30

Что произошло между Адамом и Евой? Для чего Юпитер воровал девиц? Что архангел сказал Деве Марии? Мы будем говорить о том, как человечество представляло себе любовные отношения между людьми различных полов, к чему это приводило, и о том, как постепенно складывалось представление о семье такой, какой мы ее знаем и сегодня.

 

Умбрийско-сиенский мастер. Геркулес на распутье. около 1505 г.

Умбрийско-сиенский мастер. Геркулес на распутье. около 1505 г.

  1. Главные сюжеты: правила жизни, нормы и ценности. — 30 сентября в 19-30

Как найти в себе силы помочь ближнему? И стоит ли доброе дело того? Учит ли искусство жить? Дает ли образцы нормативного поведения? Нельзя ли встретить противоречий в том что изображается и как изображается? Мифы, поучительные предания, заповеди и притчи в работах европейских художников разных веков.

 

Приписывается Иерониму Босху "Искушение святого Антония" Ок.1500

Приписывается Иерониму Босху «Искушение святого Антония» Ок.1500

  1. Святые и разбойники в искусстве. —  7 октября в 19-30

Некоторые вещи действительно могут нас шокировать. Например, Святой Христофор с собачьей головой на плечах, а иногда на спине святого устраивается сам Христос.  Или изображения непонятных действий вокруг полуодетых персонажей с изумленными лицами… Жития святых — отдельный жанр средневековой литературы. В нем причудливо сочетается вера в мистику, языческие корни, поклонение новозаветному Богу, а также безграничная людская фантазия. Более того, так как многие святые изначально были вовсе не святыми, а грешниками, литература и живопись имеет возможность внести поистине достойное восхищения разнообразие в свои тексты и полотна. А чего стоят искушения святых! Благодаря этим сюжетообразующим возможностям, жития становятся важнейшим источником живописных сюжетов,  представлений о мире и напряженного эмоционального переживания как людей прошлого, так и нас с вами.

 

Пьеро де Козимо. Клеоптра. кон 15в.

Пьеро де Козимо. Клеоптра. кон 15в.

  1. От Клеопатры до Наполеона: живопись — кривое зеркало истории. — 21 октября в 19-30

Страстная любовь царицы Клеопатры, знаменитые походы Цезаря и Македонского, гибель Трои… Рембрандт говорил, что имеет право вписать свой автопортрет в любую историческую сцену, так как если художник ее рисует, значит и сам там присутствует наряду с персонажами древности…

Есть не так уж много сюжетов истории, которые плотно вошли в историю европейского искусства. Однако они сформировали  определенным образом представление о том, какие события далекого прошло важны для потомков разных стран и эпох. Мы поговорим о том, какие сюжеты и почему выбирались заказчиками и живописцами, а также о том, почему историческая живопись столь ценилась в новое время.

Так что такое историческая живопись: «машина времени» или дань современной идеологии?

 

Лукас Кранах Старший. Меланхолия. 1553.

Лукас Кранах Старший. Меланхолия. 1553.

6. Символы и эмблемы в западноевропейском искусстве. — 18 ноября в 19-30

Лекции посвящены, наверное, одной из самых сложных и запутаных проблем европейского искусства — символике и эмблематике. Мы поговорим о том, что такое символическое мировоззрение средневековья и как оно “поселилось” в изобразительном искусстве, и как искусство стало выразителем метафизических представлений. Нам придется затронуть вопросы скрытого и явного символизма, а также проследить путь десакрализации искусства и вырождения насыщенного многогранного символа в абстрактную и условную эмблему нового времени. На конкретных примерах мы разберем основные символы и эмблемы, ключевые для понимания произведений известных мастеров прошлого.

 

Часть вторая. Технологии искусства и великие мастера

 

Пьеро Делла Франческа. Идеальный город. 15в.

Пьеро Делла Франческа. Идеальный город. 15в.

7. Стили и эпохи: как ориентироваться в классическом искусстве? — 25 ноября в 19-30

Обзорная лекция, которая не просто даст представление о смене направлений, но научит определять ключевые черты стилей искусства разных веков. На примере как уже просмотренных, так и новых работ мы разработаем четкий способ ориентации в самых.

 

Шарль-Амедей-Филипп ван Лоо. Камера обскура. 18в.

Шарль-Амедей-Филипп ван Лоо. Камера обскура. 18в.

8. Революции в искусстве. Почему одна эпоха сменяет другую? —  2 декабря в 19-30

Когда был изобретен тюбик, обычный тюбик с масляной краской, художники освободились от плена мастерской, результатом чего стала прекрасная натурная живопись импрессионизма. Когда художники Возрождения исследовали возможности камеры обскура, знали ли они, насколько новая технология и новая оптика перевернут представление людей о видимом, о реализме и отражении реальности?

В истории искусства технологии играют огромную роль, иногда очень простые нововведения переворачивают художественный мир. Мы поговорим о таких изобретениях и открытиях, и проследим темную взаимосвязь между ними и историей живописи.

 

Диего Веласкес. Менины (Фрейлины). 1656

Диего Веласкес. Менины (Фрейлины). 1656

9. Диалоги гениев. — 9 декабря в 19-30

«Когда меня спрашивают «что нового», я отвечаю «Веласкес! И ныне и присно»» —

говорил Сальвадор Дали. Почему Дали указывает на Веласкеса? Чем важна для него живопись старых мастеров, голландцев, итальянцев и его великих соотечественников?

Гений — важнейшая концепция европейского искусствоведения, мы все знаем имена ярчайших звезд — живописцев и скульпторов от Леонардо до ван Гога.

В 16 веке Джорджо  Вазари, создав свою книгу «Жизнеописание великих живописцев» заложил основу нашему видению истории искусства, как смены поколений великих творцов на фоне слабого мерцания талантов и посредственностей. Но попробуйте вспомнить великие имена до эпохи Возрождения, и вы поймете, что в этом противопоставлении карликов и гигантов не все так просто и однозначно.

Мы поговорим о том, что такое гениальность как культурный феномен, а также рассмотрим конкретных ярчайших представителей истории искусства не столь в их завершенной монументальной славе, но в их открытости и диалогичности, ведь современное искусство по сей день ведет не прекращающиеся споры и диалоги с мастерами прошлого.

 

Жан Батист Симеон Шарден. Натюрморт с атрибутами искусств. 1766

Жан Батист Симеон Шарден. Натюрморт с атрибутами искусств. 1766

10. Реализм, натурализм и жанровое искусство. — 16 декабря в 19-30

Что такое реализм, академизм, натурализм? С чем связано рождение концепции реалистической живописи в 19 веке? Почему возникли различные жанры, такие как натюрморт или пейзаж? И как эти жанры должны интерпретировать мы сегодня?

 

Лектор:

Дмитриева Дарья — кандидат культурологии, преподаватель, автор проекта “Культурный центр Пунктум”.

7AMQLhgWbj0

Стоимость:

Стоимость посещения — 500р.
Студентам и школьникам — скидка 30% (при предъявлении школьной карты или студенческого билета)
На курс лекций действуют стандартные абонементы Пунктума без доплат

Оплатить посещение сейчас 500р. —

Имя:
email:
Robokassa

Запись

Запись по телефону: +7 910 478 65 54 

или через форму ниже:

Сообщите нам, что придете

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *