Перед нами открыли двери сотни музеев по всему миру, любые репродукции и книги доступны в сети. Почему же лектории по-прежнему полны слушателей? Потому что, чтобы разбираться в отдельных вопросах искусства, видеть конкретное произведение, необходимо видеть и картину в целом. Но не всегда есть время на толстые книги по истории искусства. Зато можно найти в себе желание посетить несколько лекций и выстроить мысленно карту большой истории искусства, восполнив пробелы в знаниях, чтобы открыть для себя незамеченный прежде мир. Чтобы разбираться в искусстве не обязательно быть искусствоведом, ведь понимать, что именно изображено на полотне, когда это было сделано, кем и зачем — и это может быть навыком любого образованного человека.
Данный курс построен не по историческому принципу, его цель — показать основную линию концептуальной и формальной эволюции европейской живописи. Однако, понимание исторических этапов развития живописи имплицитно входит в курс и становится частью представлений слушателей о европейском искусстве. Главное же, в ходе курса раскрываются главные темы, сюжеты и концепции искусства, те базовые представления, без которых невозможно понимание произведений мастеров прошлого вне зависимости от знания истории.
Часть первая. Сюжеты западноевропейского искусства.
Музеи всего мира полны загадочными полотнами, подчас огромных размеров, а иногда очень скромными, на которых изображены причудливые персонажи — жители мифов и легенд, библейской истории и евангельских притч. Почему художники веками выбирали эти сюжеты для своих полотен? Почему богатые заказчики Италии и Франции, Голландии и России заказывали снова и снова «Похищение Европы» или «Всемирный потоп»? На лекциях мы вместе поразмышляем над этими вопросами и постараемся понять, почему не стоит в музейных залах пробегать мимо этих картин, а стоит, наоборот, вглядеться в них и постараться найти то зерно, которое содержится в каждом мифе и в каждой притче, то, что касается каждого из нас.
Зачем Бог устроил потоп? Кто такой сфинкс, с которым боролся Эдип? Как обрести защиту от злого рока. Почему тема смерти и апокалипсиса не отпускает умы художников до сих пор?
Что произошло между Адамом и Евой? Для чего Юпитер воровал девиц? Что архангел сказал Деве Марии? Мы будем говорить о том, как человечество представляло себе любовные отношения между людьми различных полов, к чему это приводило, и о том, как постепенно складывалось представление о семье такой, какой мы ее знаем и сегодня.
Как найти в себе силы помочь ближнему? И стоит ли доброе дело того? Учит ли искусство жить? Дает ли образцы нормативного поведения? Нельзя ли встретить противоречий в том что изображается и как изображается? Мифы, поучительные предания, заповеди и притчи в работах европейских художников разных веков.
Некоторые вещи действительно могут нас шокировать. Например, Святой Христофор с собачьей головой на плечах, а иногда на спине святого устраивается сам Христос. Или изображения непонятных действий вокруг полуодетых персонажей с изумленными лицами… Жития святых — отдельный жанр средневековой литературы. В нем причудливо сочетается вера в мистику, языческие корни, поклонение новозаветному Богу, а также безграничная людская фантазия. Более того, так как многие святые изначально были вовсе не святыми, а грешниками, литература и живопись имеет возможность внести поистине достойное восхищения разнообразие в свои тексты и полотна. А чего стоят искушения святых! Благодаря этим сюжетообразующим возможностям, жития становятся важнейшим источником живописных сюжетов, представлений о мире и напряженного эмоционального переживания как людей прошлого, так и нас с вами.
Страстная любовь царицы Клеопатры, знаменитые походы Цезаря и Македонского, гибель Трои… Рембрандт говорил, что имеет право вписать свой автопортрет в любую историческую сцену, так как если художник ее рисует, значит и сам там присутствует наряду с персонажами древности…
Есть не так уж много сюжетов истории, которые плотно вошли в историю европейского искусства. Однако они сформировали определенным образом представление о том, какие события далекого прошло важны для потомков разных стран и эпох. Мы поговорим о том, какие сюжеты и почему выбирались заказчиками и живописцами, а также о том, почему историческая живопись столь ценилась в новое время.
Так что такое историческая живопись: «машина времени» или дань современной идеологии?
6. Символы и эмблемы в западноевропейском искусстве. — 18 ноября в 19-30
Лекции посвящены, наверное, одной из самых сложных и запутаных проблем европейского искусства — символике и эмблематике. Мы поговорим о том, что такое символическое мировоззрение средневековья и как оно “поселилось” в изобразительном искусстве, и как искусство стало выразителем метафизических представлений. Нам придется затронуть вопросы скрытого и явного символизма, а также проследить путь десакрализации искусства и вырождения насыщенного многогранного символа в абстрактную и условную эмблему нового времени. На конкретных примерах мы разберем основные символы и эмблемы, ключевые для понимания произведений известных мастеров прошлого.
Часть вторая. Технологии искусства и великие мастера
7. Стили и эпохи: как ориентироваться в классическом искусстве? — 25 ноября в 19-30
Обзорная лекция, которая не просто даст представление о смене направлений, но научит определять ключевые черты стилей искусства разных веков. На примере как уже просмотренных, так и новых работ мы разработаем четкий способ ориентации в самых.
8. Революции в искусстве. Почему одна эпоха сменяет другую? — 2 декабря в 19-30
Когда был изобретен тюбик, обычный тюбик с масляной краской, художники освободились от плена мастерской, результатом чего стала прекрасная натурная живопись импрессионизма. Когда художники Возрождения исследовали возможности камеры обскура, знали ли они, насколько новая технология и новая оптика перевернут представление людей о видимом, о реализме и отражении реальности?
В истории искусства технологии играют огромную роль, иногда очень простые нововведения переворачивают художественный мир. Мы поговорим о таких изобретениях и открытиях, и проследим темную взаимосвязь между ними и историей живописи.
9. Диалоги гениев. — 9 декабря в 19-30
«Когда меня спрашивают «что нового», я отвечаю «Веласкес! И ныне и присно»» —
говорил Сальвадор Дали. Почему Дали указывает на Веласкеса? Чем важна для него живопись старых мастеров, голландцев, итальянцев и его великих соотечественников?
Гений — важнейшая концепция европейского искусствоведения, мы все знаем имена ярчайших звезд — живописцев и скульпторов от Леонардо до ван Гога.
В 16 веке Джорджо Вазари, создав свою книгу «Жизнеописание великих живописцев» заложил основу нашему видению истории искусства, как смены поколений великих творцов на фоне слабого мерцания талантов и посредственностей. Но попробуйте вспомнить великие имена до эпохи Возрождения, и вы поймете, что в этом противопоставлении карликов и гигантов не все так просто и однозначно.
Мы поговорим о том, что такое гениальность как культурный феномен, а также рассмотрим конкретных ярчайших представителей истории искусства не столь в их завершенной монументальной славе, но в их открытости и диалогичности, ведь современное искусство по сей день ведет не прекращающиеся споры и диалоги с мастерами прошлого.
10. Реализм, натурализм и жанровое искусство. — 16 декабря в 19-30
Что такое реализм, академизм, натурализм? С чем связано рождение концепции реалистической живописи в 19 веке? Почему возникли различные жанры, такие как натюрморт или пейзаж? И как эти жанры должны интерпретировать мы сегодня?
Лектор:
Дмитриева Дарья — кандидат культурологии, преподаватель, автор проекта “Культурный центр Пунктум”.
Стоимость:
Стоимость посещения — 500р.
Студентам и школьникам — скидка 30% (при предъявлении школьной карты или студенческого билета)
На курс лекций действуют стандартные абонементы Пунктума без доплат
Оплатить посещение сейчас 500р. — [rk_button sku=»160921256″ description=»Сюжеты в искусстве» price=»500″]
Запись
Запись по телефону: +7 910 478 65 54
или через форму ниже:
Добавить комментарий