Словосочетание «античная философия» ассоциируется у большинства людей с именами Сократа, Платона и Аристотеля. А между тем история греческой философии начинается задолго до рождения этих общепризнанных гигантов мысли. Множество ярчайших мыслителей, таких как Фалес, Пифагор, Эмпедокл, Гераклит, Парменид, Демокрит и Анаксогор – внесли неоценимый вклад в развитие греческой мысли, заложив серьёзный философский фундамент, на котором были построены монументальные системы классического периода.
Изучение античной философии подобно археологическим раскопкам: древних напластованиях текста мы обнаруживаем удивительные по своей красоте и силе концепции, вызывающие в нас глубокий отклик и позволяющие посмотреть на мир глазами древних. Наш курс мы уподобим кропотливому археологическому исследованию, в котором под тысячелетними напластованиями культурных смыслов мы будем искать подлинное сокровище живой мысли.
Лектор:
Андрей Гасилин — магистр философии (РГГУ), аспирант ИФ РАН. Сфера научных интересов — французская экзистенциальная философия, экзистенциализм Ж.-П. Сартра. Журналист, автор статей в нескольких электронных изданиях (cablook.com, argumentiru.com)
Стоимость:
Стоимость посещения 1 лекции — 400р.
Студентам и школьникам — скидка 50% (при предъявлении школьной карты или студенческого билета)
На курс лекций действуют стандартные абонементы Пунктума
Программа курса:
Возникновение философии в Древней Греции – уникальное историческое событие, сравнимое по значимости с самим появлением Homo Sapiens. В середине I тысячелетия до Н.Э. классический архетип мудреца впервые в истории сменился образом любителя мудрости – философом. Причины и предпосылки этого явления до сих пор занимают ведущих исследователей античности, усматривающих в греческой философии уникальную форму познания, не имевшую места ни в Древнем Египте, ни в Вавилоне, ни в долине Ганга, ни в Поднебесной.
В нашу первую встречу мы поговорим о самой сути философского познания, отличающей её от мифологического, религиозного, художественного и научного способов мировосприятия. Опираясь на сочинения Диогена Лаэртского, мы попытаемся ответить на вопрос, кого следует считать первым философом, и что лежит в основании философского вопрошания?
Мерный, величественный ход планет и таинственное мерцание ночных светил всегда привлекали взор человека, ищущего в безмолвном зиянии ночного неба разгадку тайны рождения Космоса. Первым и самым важным открытием греческой философии стал принцип первоначала – божественного архе. Каждый из досократиков предложил собственную интерпретацию этой фундаментальной организующей силы. Один видел архе в воде, другой – в воздухе, третий – в огне, четвёртый – в мельчайших семенах, формирующих многообразие видимого мира.
Эту нашу встречу мы посвятим учениям античных натурфилософов. Попытаемся разглядеть в экстравагантных концепциях древних мыслителей то рациональное зерно, из которого в последствии вырастет громадное и ветвистое древо современной науки. Разберёмся с понятиями архе, нуса, апейрона и логоса, рассмотрим, что греки подразумевали под сущностью вещи и её предназначением.
Гераклит Эфесский, которого современники назвали тёмным за мрачный стиль и смутные формулировки, не принадлежал ни к одной философской школе. Наделённой необычайной силой мысли и, вместе с тем, известный глубоким призрением к современникам, Гераклит создал поистине гениальное философское учение, провозглашающее фундаментальную изменчивость мира и безграничную власть божественного Логоса. Философия этого аристократичного социопата, любителя метафор и парадоксов, опередило своё время на многие века.
Наш очередной разговор мы посвятим поиску параллелей между учениями двух «философов огня» – Гераклита и Ницше. Попытаемся нащупать общий пульс их мысли, разделённой десятками веков, но растущей на общих духовных корнях. Помимо занятных басней из жизни знаменитого греческого философа, мы рассмотрим и оригинальные ходы его мысли, делающие его учение актуальным и в наше время.
«Всё течёт и меняется», – говорил Гераклит. «Мир един и неизменен», – возражали ему элеаты. Иллюзия изменчивости не позволяет увидеть монолитное Бытие, служащее источником всякого существа и дающее смысл каждой вещи. Бытие едино, вечно и неизменно, оно заполняет собою весь Космос, не оставляя места для пустоты, исключая всякое небытие. Наши чувства – источник иллюзий, истина мира доступна лишь разуму. Так считали представители элейской школы, поставившие незримое Бытие в центр философского осмысления.
Наша очередная встреча будет посвящена древним философам Бытия – Пармениду, Мелиссу и Зенону Элейскому. Мы рассмотрим основные положения их учений и попытаемся понять, почему один из крупнейших философов XX века, Мартин Хайдеггер, видел в концепциях элейцев главный исток всей европейской философии.
Воистину, восхищения достойны острый ум и необычайная интуиция древнегреческих философов, умудрившихся увидеть в бесчисленном многообразии существ, вещей и явлений, населяющих зримый мир, невидимые конгломераты мельчайших первочастиц. Концепция атомов стала гениальным решением спора между Гераклитом и Парменидом о сущности мира. Каждый атом – это миниатюрная копия парменидовского Бытия, а все они вместе – пластичный материал Космоса, выстроенного в строгой логике божественного Разума.
В этот раз мы обсудим наиболее «материалистическую» натурфилософию Древней Греции, оказавшую огромное влияние на развитие науки в XVII веке. Рассмотрим онтологические основания древнего атомизма и его эволюцию от Левкиппа до Эпикура.
По мере приближения к классическому периоду античной философии, мы видим, как фокус философского осмысления смещается на человека. «Человек – мера всех вещей», – утверждал софист Протагор, отрицая существование универсальной истины, ставя во главу угла диалектическое искусство и бесчисленность способов человеческого бытования. Вопреки тому незаслуженному пренебрежению, которое обрели софисты в сочинениях древних авторов, именно это движение стало колыбелью гуманистической философии, в которой человек получил особый статус – царское место Творца Смыслов.
Эту нашу беседу мы посвятим таким известным софистам как Протагор, Продик и Горгий. Поговорим о социальных предпосылках этого течения, о связи движения софистов с развитием полисной демократии. Обсудим вклад софистов в становление логики и развитие диалектики, рассмотрим примеры известных софизмов и попытаемся понять, на каких логических ошибках они основаны.
Материал для подготовки и самостоятельного ознакомления:
Лектор:
Андрей Гасилин — магистр философии (РГГУ), аспирант ИФ РАН. Сфера научных интересов — французская экзистенциальная философия, экзистенциализм Ж.-П. Сартра. Журналист, автор статей в нескольких электронных изданиях (cablook.com, argumentiru.com)
Добавить комментарий