Кирилл Горячок
Наиболее остроумные моменты классических фильмов Вуди Аллена связаны с насмешкой над интеллектуальностью и философствованием. Но насмешка всегда становится самоиронией, поскольку транслируется через персонажа, коего играет сам режиссер. Эффективное решение вопросов бытия Аллен нашел в юморе, который изгнать из своего мира он никогда не сумеет.
Породив в истории кино типаж симпатичного интеллектуала-невротика, Вуди Аллен в своей новой картине «Иррациональный человек», кажется, расправляется с ним навсегда. Сюжет начинается с нарочито банальной истории, загадочный профессор философии (Хоакин Феникс) приезжает в университет для проведения летних курсов. С самого начала зритель догадывается о будущей связи между профессором Лукасом и его студенткой (Эмма Стоун).
Исполненный комплексом неполноценности и переживающий ряд сексуальных проблем, Эйб Лукас становится типичным алленовским персонажем. Кризис среднего возраста и творческие неудачи обусловлены полным разочарованием в себе, он не может писать очередной труд о Хайдеггере и Гитлере, особенно после смерти близкого друга на войне. Его романтический взгляд на бытие привлекает молодую студентку, ей кажется, что она способна ему помочь, будто он уже идет на поправку. Но нет предела ее разочарованию после того, как она узнала, что действительно послужило «выздоровлению» философа.
Мир Аллена соткан из случайностей, в нем нет свободы выбора, всякий наш поступок отзывается в неподвластном нам течении времени. Человек иррационален, он не может знать, зачем и куда он идет, попытки взять свою или чужие судьбы под контроль оборачиваются крахом и бессилием. Только юмор и самоирония наделяют смыслом этот мир, философствование в котором приносит не больше пользы, чем мастурбация. В финале картины именно прагматизм спасает жизнь студентке, переставшей смотреть в бездну вопреки догмам ее учителя.
Тем не менее, иррациональность бытия фильмов Аллена построена на строгом и детально проработанном сценарии, где всякая деталь и случайно брошенное слово выстраивают общую картину и ведут зрителя к финалу-апогею. Таким образом, режиссер схватывает эту жизнь в ее бессмысленности, с огромной любовью созидает на экране очередную историю, подчиняя ее своим силам и мастерству. Так художник справляется с вопросами бытия, он творит собственное, делится им, учит говорить на его языке. Сегодня ежегодные камерные фильмы Вуди Аллена это одна из немногих возможностей посмотреть на мир глазами влюбленного в него человека, мастера и художника.
Добавить комментарий