Уильям Моррис был одним из первых, кто в графе профессиональной принадлежности написал заветное слово «дизайнер». Моррис основал компанию Arts&Crafts, которое стало образцовым для многочисленных мастерских, сецессионов и небольших школ как в Европе, так и в Америке, в недрах которых ковалось новое направление – дизайн.
Как происходило утверждение основ дизайна, как рождались первые школы, какова структура и методика образования, что являлось пропедевтикой и основой основ в дизайн-образовании, о генетических корнях первых школах дизайна и агентах влияния, о великих преподавателях и талантливых учениках, о драматической судьбе инновационных образовательных структур – Веркбунда, Баухауса и ВХУТЕМАСа – мы поговорим на лекции.
Спецкурс рассчитан как на профильную аудиторию, так и будет интересен всем, изучающим историю и теорию дизайна.
Веркбунд, основанный в Мюнхене осенью 1907 году, решал несколько задач, наиважнейшая из которых — объединение ремесла, искусства и промышленности. В состав нового объединения входили не только архитекторы и художники, но и руководители компаний-производителей. Такой союз был обусловлен, с одной стороны, невиданными возможностями, которые давали индустриализация и массовое производство, с другой стороны, озабоченностью крайне низким качеством производимых товаров, потере их эстетической составляющей. Рациональная конструкция, лаконичная художественная форма и выраженная функциональность должны были, по замыслу членов Веркбунда, привести к установлению единого эстетического вкуса и вывести из тотального кризиса.
Популярность идей Вербунда была столь велика, что за 5 лет численность союза выросла в четыре раза, появились австрийский и шведский, швейцарский и венгерский аналоги организации, а в Британии по образцу основана Design and Industries Association. Наиболее важными центрами производства Веркбунда были знаменитые Объединенные немецкие мастерские прикладных искусств и ремесел с центром в Хеллерау, имевшие рабочие мастерские и выставочные залы в 22 городах страны. Идеи Мис ван дер Роэ, Вальтера Гропиуса, Бруно Таута, Германа Мутезиуса, Карла Шмидта, Фридриха Наумана, Рихарда Римершмида, Фрица Шумахера и многих других даже после официального закрытия Вербунда влияли на развитие немецкого искусства и промышленности.
Баухаус, организованный в 1919 году Вальтером Гропиусом, просуществовал всего 14 лет, однако идеи, заложенные в этой школе, нашли свое воплощение в самых разных областях искусства и культуры. И это – закономерно. Школа Баухаус был передовой и по составу преподавателей, среди которых были Василий Кандинский и Пауль Клее, Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ, Ласло Мохой-Надь и Иоханнес Иттен, Гербер Байер и Марсель Бройер, и по методам преподавания, где практика и эксперимент ценились также же высоко, как и фундаментальные знания.
В настоящее время работы, созданные почти век назад в Баухаус, продолжают вдохновлять современных архитекторов и художников. В чем секрет такого успеха, какое влияние оказал Баухаус на развитие интернационального стиля, кто заложил основы современной колористики, когда открылся «Новый Баухаус» в Чикаго, почему Кандинский написал книгу «Точка и линия на плоскости», кто определили лицо немецкого Vogue – об этом и многом другом мы поговорим на лекции.
Реорганизация системы художественного образования в России привела к созданию учебного заведения нового типа – ВХУТЕМАС. Объединение, образованное в 1918 году, в 1927 г. был переименовано во ВХУТЕИН — Высший художественно-технический институт, однако методика обучения и тематика учебных проектов была сохранена.
В творчестве и теоретических взглядах выдающихся педагогов ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа — Александра Родченко и Константина Мельникова, Моисея Гинзбурга и Ильи Голосова, Александра Веснина и Ивана Леонидов, Василия Кандинского и Павла Флоренского, Веры Мухиной и Эль Лисицкого, Владимира Татлина и Александра Родченко, нашли воплощение новаторские идеи в области архитектуры и дизайна.
Творческие традиции ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН наследовали и МАрхИ, и Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское), и Московский полиграфический институт, и Московский практический текстильный институт и ВНИИТЭ.
Лектор – Елена Рубан – культуролог, журналист, преподаватель МАрхИ и МШД.
Стоимость посещения одной лекции — 500р.
Можно оплатить заранее —
[rk_button sku=»0308151930″ description=»Истоки дизайна: объединения и школы» price=»500″]
или записаться и оплатить на месте
Добавить комментарий