fbpx


Книга Джунглей: От звонка до звонка (Дэвид Маккензи, 2013)

Кирилл Горячок

Тема заключения человека в замкнутом пространстве живет в кинематографе с самого его появления. Большинство фильмов, так или иначе связанных с тюрьмой, отражают вечное стремление человека к свободе. Подавление человека зачастую оборачивается провозглашением духовного освобождения.

????????????

Но ряд тюремных фильмов берет за основу совсем иной вектор. Освобождения по факту никто не желает, поскольку именно в стенах тюрьмы строгого режима начинается настоящая жизнь со своими правилами и законами. Социальная адаптация для заключенных становится важнее духовной свободы.

Тюремная иерархия заставляет новичка соблюдать субординацию не только по отношению к стражам закона, но и к таким же, как он, заключенным. Он невольно втянут в иного рода отношения, инициация героя ставит на карту его роль в тюремном социуме, не прощающем ошибок и слабости.

Фильм «От звонка до звонка» Дэвида Маккензи исследует именно эту линию. Девятнадцатилетний крепкий парень Эрик (прекрасно сыгранный Джеком О`Коннеллом) переводится из колонии в тюрьму. В первый же день он нарывается на неприятности и вместо того, чтоб избежать их в дальнейшем, наоборот, провоцирует новые.

Перед Эриком открываются два пути, две линии поведения и существования в тюрьме. Первый — это путь уважения и строгого соблюдения преступной этики. Наличие «крыши» позволяет спокойно сидеть свой срок и время от времени нарушать тюремные правила в пользу внутренних. Но это требует постоянного преклонения перед старшими и выполнения их указаний.

Второй путь – обуздание эмоций, социализация и взаимная выручка, проще говоря, дружба и равенство. Эрик попадает на курсы по управлению гневом, объединяющие нескольких самых сложных и неуравновешенных заключенных на пути к взаимопониманию.

Но прежде чем решать вопросы самоопределения герою необходимо вновь обрести отца, севшего в тюрьму, когда тот был еще ребенком. Единственной возможностью его обретения стало уподобление родителю, необходимость в точности повторить его путь, в финале которого Эрик оказывается в одной тюрьме с потерянным отцом. Но физическое обретение кончается разочарованием.

Настоящим отцом для героя становится лидер группы по управлению гневом. Ее члены помогают Эрику, наставляют и тренируют, исполняют долг биологического отца. Тот же переполнен ревностью и всячески вмешивается в выбор сына.

Важно учесть, что тюрьма в «От звонка до звонка» — оплот здоровенных мужиков, живущих по понятиям. Они выходят из себя при виде косого взгляда или при первом упоминании их матери. Именно это сводит на нет всю драматургию отношений отца и сына, превращает фильм в оригинальную комедию, прямо и без помощи психоанализа высмеивающую крайнюю мужественность, граничащую в картине с гомосексуальностью.

Немалую роль в ироничности происходящего играет единственная на весь фильм женщина — начальница тюрьмы, мира брутальных мужчин. Ее образ во многом соседствует с образом матери, для каждого заключенного абсолютно святого.

Постепенно жестокость и черствость заключенных, живущих в тюрьме уважения и иерархии, в глазах Эрика явно проигрывает обычным дружеским объятиям, которых он всегда был лишен.

В этом пункте автор явно спорит с картиной Жака Одиара «Пророк», утверждая, что даже тюрьма способна пойти человеку на пользу. Очевидно, что Эрик не станет новым авторитетом как в тюрьме, так и на воле.

Явный гуманистический посыл не выглядит натянутым, автор призывает взглянуть на драму тюремного быта с юмором и иронией, делающей фильм одной из лучших комедий этого года.

Дикий Маугли оставил свою пантеру и мудрый Каа, ухмыляясь, уходит прочь. Инициация завершена


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*