fbpx


Цикл лекций «Философия и искусство: параллели»


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Реализм и гиперреализм в живописи

realism-02
«Декалькомания», Рене Магритт

Можно ли считать реализм синонимом изобразительности, фигуративности или физиопластики (тяготения к изображению вещей) в противовес выразительности, нефигуративности или идеопластике (созданию знаково-символического кода)? Естественно, в каждом произведении визуального искусства всегда присутствуют оба элемента, иначе невозможно было бы отличить текст от изображения. Один из самых феноменологичных художников Рене Магритт в своей известной картине «Это не трубка» наглядно показал разницу между выразительными и изобразительными элементами. Еще более глубокая разработка темы проведена им в серии работ «Декалькомания», где фигуративные образы вырезаны и помещены рядом с «дырками», сквозь которые просвечивает фон.

Изобразительный реализм по сути своей есть феноменологическая процедура, осуществляемая художником, но сам ее процесс закрыт для зрителя, демонстрируется лишь результат – готовый для считывания обобщенный образ, и в этом главное отличие фигуративности от направлений искусства нефигуративного характера. Так художник импрессионист рисует только пятна, цвета и свет, составляющие чувственно зримую основу видов. Мозаика световых и цветовых пятен недоконструированных предметов как бы передает идею «каши» чувственных впечатлений, с которыми сталкивается человеческое восприятие физической действительности. А нефигуративная живопись предлагает зрителю не узнавать или достраивать готовые формы, а конструировать из первоэлементов новое чувственное измерение, так художник всеми силами пытается отказаться от всякой прямой референции. Однако механизмы сознания по стереотипу дорабатывают все видимые конфигурации, особенно это происходит в условиях медиакультуры при постоянном переизбытке визуальной информации, когда сознание человека настолько заштамповано готовыми образами, что мы лишаемся непосредственного видения.

realism-03
«Это не трубка», Рене Магритт

Таким образом, реализм – это стремление художника подражать не природе, а механизму зрения, его настойчивое желание воспроизвести процедуру восприятия физического пространства. В случае же гиперреализма, живописный симулякр фотографии в абсолютно полном конституированном виде передает зрителю весь спектр впечатлительных данных, но референтом является не предмет, а фотография. Таким образом, мы наблюдаем появление нового типа чувственности постсовременного человека, сформировавшегося в условиях всеобщей виртуализации и медиакультуры.

Фридрих Ницше и Михаил Врубель: век Сверхчеловека или убить Демона

vrubel
Михаил Врубель «Демон поверженный»

Врубель начал писать своего первого «Демона сидящего» в 1889 г. В этот год на улице Турина Ницше упал от апокалипсического удара. Свет в глазах померк, земля ушла из-под ног, он потерял равновесие и начал падать в бездонную пропасть. Состояние безумия продлилось 10 лет, впрочем, как и у Врубеля два десятилетия спустя. Стало ли безумие расплатой за попытку заглянуть в глаза Демону? Стоило ли пророчество о Сверхчеловеке счастья гения-человека?

Между Сверхчеловеком и Демоном, философией Ницше и исканиями русских символистов существует как фактическая, так и мистическая связь. Книга «Так говорил Заратустра» вышла в 1885 г. всего в 40 экземплярах за счет автора для близких друзей. Из этого числа Ницше подарил только семь, ибо больше дарить было некому. Буквально через несколько десятилетий книга была переведена на многие языки и признана классикой мировой литературы. Горько читать письма Ницше, в которых он робко извиняется за просьбу ознакомиться с его книгой. Незадолго до смерти философа в 1899 г. в России появился первый легальный перевод «Заратустры». Русские первыми признали в Ницше пророка. Творческая атмосфера России конца 19 века насквозь пропиталась ницшеанскими идеями — от обсуждений на страницах ведущих изданий до кривотолков в мещанских гостиных. Его нарекли «самым русским из западных философов». Врубель работает в это время над панно «Демон летящий»: Сверхчеловек расправляет крылья.

Так случилось, что жизнь Врубеля и Ницше сама стала воплощенным символом, живым подобием легенды о Фаусте. Как водится, в награду за сделку с Дьяволом художник получает неограниченные творческие возможности, но расплата неизбежна. Михаил Врубель буквально повторил судьбу «безумного Фридриха», художник и философ имеют даже внешнее сходство. А противоречивый бунтующий дух Врубеля словно путешествовал теми же тропами, что и Ницше, встречаясь с «проклятыми» вопросами, всю жизнь не отпускавшими философа. Врубель мистическим образом облек в визуальную форму образ «сверхчеловека» Ницше — он создал Демона. Однако как сверхчеловек для Ницше, так для Врубеля его Демон стал гранью, преодоления которой не выдержал разум творца.

Василий Кандинский и Эдмунд Гуссерль: трансцендентальное поле чистого «Я»

candinskii
В. Кандинский «Композиция №4»

Василия Кандинского называют «отцом русского авангарда», Эдмунд Гуссерль в свою очередь является основателем философского авангарда начала 20 века — феноменологии. Абстрактную живопись или конструктивизм, как именовал сам Кандинский свой метод живописи, можно назвать визуальной  иллюстрацией феноменологии. Описание «чистых феноменов» сознания Гуссерля абсолютно точно воплощены в музыкально-живописной вселенной Кандинского. Изображение «эйдосов» из области трансцендентального поля чистого «Я» — новый язык изобразительного искусства, открытого абстракционистами. Кроме того, интенции обоих модернистов не ограничивались лишь изобретением новых способов мышления, их амбиции были направлены на изменение судьбы человечества. Так, манифест Василия Кандинского  «О духовном в искусстве» 1911 года призывает обрести новую установку в культуре. Также и программная статья Эдмунда Гуссерля «Философия как строгая наука», вышедшая в том же 1911 году, обличает причины кризиса науки и европейского человечества, предлагая пути выхода из этого тупика.

Связь феноменологии и абстракционизма в буквальном смысле подтверждает расхожую фразу «идеи витают в воздухе». В жизни Кандинский и Гуссерль не встречались, хотя оба жили в Германии. Также нет подтверждений о каком-либо прямом влиянии философских концепций Гуссерля на метод Кандинского и наоборот. Однако по теории «треугольника» Кандинского, они оказались теми гениями на вершине пирамиды, одновременно уловившими прогрессивные веяния духа, которые и позволяют двигать развитие человеческой цивилизации вперед. Новое содержание стало проявляться сразу в нескольких культурных языках одновременно. Если в искусстве этот бунт выразился в протесте против миметической эстетики и заветов классической рациональной гармонии, то поворот в философии осуществлялся как неприятие классической метафизики, стремление ее преодолеть.

Сальвадор Дали и Зигмунд Фрейд: фотографии подсознания

cherep
Сальвадор Дали «Морфология черепа Зигмунда Фрейда»

Для Сальвадора Дали мир идей Зигмунда Фрейда означал столько же, сколько мир Священного Писания означал для средневековых художников или мир античной мифологии — для художников Возрождения. Сам художник называл свое творчество техникой документального реконструирования сновидений или параноидально-критическим методом. Как и для великого психоаналитика, предметом исследования сюрреалистов была сфера подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а также разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями.

Дали пытался встретиться с Фрейдом несколько раз, приезжал в Вену, но каждый раз безрезультатно. Наконец, в 1938 году в Лондоне эта встреча состоялась. На Фрейда произвели впечатление картины испанского гения, однако, будучи уже тяжело больным, он не успел оставить никаких письменных интерпретаций его живописи. Сальвадор Дали же после этой встречи написал портрет Зигмунда Фрейда, где череп отца психоанализа изобразил в форме улитки, но Фрейд так и не узнал об этом. По собственным словам Дали, за год до смерти Фрейда он изобразил его земную смерть.
Лекция транслируется на сайте punktum.club

Платон и Фуко: как «забота о себе» превратилась в «познай себя». Интерпретации картин Веласкеса и Рене Магритта

velaskes
Веласкес «Менины»

На входе храма Аполлона в Дельфах — святилища древнегреческого оракула — было написано: Познай себя, Ничего сверх меры, Мера важнее всего, Всему свое время, Главное в жизни – конец, В многолюдстве нет добра, Ручайся только за себя. Мишель Фуко, следуя духу Ницще, утверждает, что европейская культура неправильно проинтерпретировала первый постулат античной философии «познай себя», подменив понятия, и пошла по пути крайнего рационализма и логоцентризма. В действительности же древние греки и Платон разумели совсем иное, они говорили о «заботе», а не о «познании». Об этой системной ошибке в развитии европейского менталитета он продолжает рассуждать и при интерпретации художественных произведений. Почему французский философ-постмодернист начинает свою знаменитую книгу «Слова и вещи» с разбора картины Веласкеса «Менины»? Как Веласкес изменил точку отсчета в произведении изобразительного искусства? И почему Рене Магритт использовал в своих картинах не только изображения, но и надписи? Возможно, чтобы внести смуту во все традиционные взаимоотношения между языком и образом? Но что он хотел сказать своим произведением «Это не трубка?», а главное, как это связано со смартфонами и нашим современным медийным восприятием реальности?

Десять великих женских портретов

portrets

Историю развития изобразительного искусства можно сравнить с этапами становления личности человека. Портретная живопись неслучайно появляется лишь в эпоху Возрождения, поскольку именно в этот период формируется интерес к личности, разрушается мифологическое сознание и начинается обретение индивидуального «Я». Мы рассмотрим самые знаковые портреты, характеризующие главные этапы становления европейской и русской ментальности от Ренессанса до современности. Поговорим о том, какие загадки таит в себе образ Джоконды, и почему именно она стала символом мировой культуры; как голландские и испанские художники Нового времени задолго до изобретения фотографии научились создавать иллюзию реальности, и какие тайны зашифровал Веласкес в портрете Инфанты. Русские художники, воспитанные на европейском академизме, также создавали классические и романтические портреты, у каждого из которых есть своя увлекательная история. Живопись Модернизма воспроизводила эффекты моментального впечатления и переживания самой жизни, способность улавливать сиюминутное настроение передают образы Рунуара и Ван Гога, а также незабываемые портреты Серова. Сюрреализм Сальвадора Дали открыл в искусстве область бессознательного, что стало реформой в живописи, в том числе и в подходе к портрету. Современный гиперреализм, поражающий художественной техникой, создает симуляцию фотографии – есть ли в этом смысл? Давайте проследим вместе, как менялось восприятие себя и мира в различные культурные эпохи, и как следствие менялись цели и задачи художников на примере самых знаменитых портретов в мировом искусстве от Ренессанса до наших дней.

babushkina
Олеся Строева

Лектор — Олеся Строева — кандидат философских наук, ученое звание доцента, должность — профессор кафедры теории и истории культуры, Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, художник, режиссер.


Комментарии

Alex

Жаль, что перенесли на воскресенье. Первая лекция была интересной.

Ответить

Добавить комментарий для Alex Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*