fbpx


Ручка Люмьера

Кирилл Горячок

 012

В марте 1895 года Братья Люмьер впервые применяют на практике киноаппарат, сняв выход рабочих с фабрики. И, хотя до них совершались съемки на кинопленку, в частности, Томасом Эдисоном, именно этот опыт французских братьев положил начало мировому кинематографу.

Первый в истории фильм был постановочным, поскольку исходя из мемуаров Луи Люмьера, мы можем быть уверены, что количество съемочных дублей выхода рабочих намного превышало один. Кроме того, в 1988 году была обнаружена вторая версия картины. Люмьеры были очарованы возможностью киноаппарата схватывать жизнь, движение. Используя отдельный, четко поставленный ракурс, они, безусловно, стремились, чтобы картина соответствовала заранее продуманному плану. Получается, кино с самого начала стало инструментом намеренного преобразования реальности.

Но бессмертие фильму подарил его широкий показ по всему миру в течение целых десятилетий. Первые показы на Парижской выставке в июле 1895 года и 28 декабря в парижском «Гран Кафе» произвели огромное впечатление на публику. Люмьеры прекрасно поняли свое положение и, будучи сведущими в делах спроса и предложений, направились со своими картинами по Европе.

В мае 1896 года проводятся первые кинопоказы в России. Репертуары большинства московских театров тех лет изобиловали различными представлениями, эксплуатирующими те или иные национальные и исторические мифы, а также шоу наподобие кунсткамеры. Также были в моде театральные представления с использованием электричества, их зрители могли испытать на себе полеты на другие планеты и путешествия во времени. Например, в 1893-м особенной популярностью пользовался спектакль «Москва в 1993 году», в котором мир будущего был наполнен летающими людьми. Подобные постановки вдохновлялись популярными фантастическими романами Жюля Верна и общими культурными мифологемами тех лет.

Первые показы «Синематографа Люмьера» воспринимались зрителями в общем контексте репертуара столичных театров, направленных на развлечение публики. Показывали кино в отдельном зале, в перерывах между актами очередной французской оперетты. Первый киносеанс оставил смешанные эмоции у зрителей. Вот, как описывал свои чувства Максим Горький: «Страшно видеть это серое движение серых теней, безмолвных и бесшумных. Уж не намек ли это на жизнь будущего? Что бы это ни было — это расстраивает нервы».

Новое представление удивляло публику, но с годами на афишах московских театров все мельче становилось слово «Синематограф».

Впрочем, если богемная публика быстро пресытилась новейшим изобретением, то царская семья с увлечением пользовалась и наслаждалась «синематографом» до конца своих дней. Первые отечественные съемки были связаны именно с венценосным семейством. При них состоял придворный оператор, а позже члены семьи и сами овладели новым искусством.

Кинематограф, в своем первозданном виде, увлек энтузиастов и ученых больше, чем «многоопытную» публику. Подлинное же открытие кинематографа происходило в России с 1905 года, когда в столицах стали открываться первые кинотеатры, называемые «биоскопами».

С одного из таких сеансов, однажды, вышел молодой писатель Андрей Белый: «Непроизвольно попав в Синематограф, — я ушел из него, как из храма, с молитвой в сердце: там изображался крестный ход, а бледная француженка прекрасным драматическим сопрано молитвенно пела из темного угла: „Ave Maria“».

Так, молодое искусство очертило свой путь — в душу человека. Многое еще будет на пути у кинематографа, спустя десятилетия мальчишки со всех стран мира будут сбегаться на местный киносеанс, дабы поймать среди движущихся картинок свою мечту.

И по сей день кино удерживает миллионы зрителей, устремленных на экран в поисках самих себя. Для кино неважны перемены до тех пор, пока это остается неизменным. Луи Люмьер, очарованный движением бесконечности, продолжает крутить ручку киноаппарата.

 

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*