fbpx


Авторский курс Андрея Гасилина — Сюжеты экзистенциальной философии


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

exist-09

Экзистенциализм – одно из самых влиятельных философских течений XX века, объединившее в себе таких несхожих мыслителей как Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Николай Бердяев, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Габриель Марсель, Альбер Камю, Лев Шестов, Морис Мерло-Пони, Мартин Бубер и Людвиг Бинсвангер. Уходя своими корнями в теологические трактаты Фомы Аквинского и обретая стилистическое своеобразие в работах Блеза Паскаля и Сирёна Кьеркегора, экзистенциализм вводит в философский дискурс насущные проблемы человеческого бытования, находившиеся до сих пор на периферии философского осмысления.

В этом курсе мы рассмотрим основные темы экзистенциальной философии, воспринимая их не как научные концепции, но как литературные сюжеты. Каждая тема, на которой мы сосредоточим своё внимание, будет выстраиваться в логике театральной драмы, противопоставлен ной строгому академическому подходу, который требует систематического изложения, последовательног о анализа и чётких дефиниций. Этот «философский театр» позволит нам увидеть себя на подмостках собственной жизни и задаться вопросом о сюжете нашей собственной пьесы.

Содержание курса:

Лекция I : Суть экзистенции (90 мин.)

Лекция II : Бытие-в-мире (90 мин.)

Лекция III : Я-Ты-Другой: проблема интерсубъективно сти (90 мин.)

Лекция IV : Бытие в Боге (90 мин.)

Лекция V : Мышление времени (90 мин.)

Лекция VI : Бытие к смерти (90 мин.)

Лекция VII : Несчастное сознание и неподлинное существование (90 мин.)

Лекция VIII: Сущность свободы (90 мин.)

Лекция I. Суть экзистенции

exist-01

Человеческое существование – это глубокий шрам на теле Природы. Человек жаждет неясного, ждёт неизвестного, мыслит немыслимое, восстаёт против собственного естества, пытаясь превзойти ограниченность своих естественных возможностей. Что такое экзистенция? Божий дар или душевная болезнь? Знак избранности или символ обречённости? Являются ли ужас и тоска, любовь и экстаз простыми аффектами, или это знаки чрезмерности нашей природы, обнаруживающие в разрывах повседневности голос Инобытия?

В ходе нашей первой встречи мы рассмотрим исторические истоки и различные толкования понятия экзистенции, увидим, какую роль она играет в философии Сирёна Кьеркегора, Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера и Жан-Поля Сартра. Зададимся ключевым для экзистенциализма вопросом о соотношении существования и сущности.

Материалом для нас послужат:

  • Маритен, Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Проблема человека в западной философии. М., 1988;
  • Шестов, Л. Киркегор и экзистенциальная философия. М., 1992;
  • Ясперс, К. Разум и экзистенция. М., 2013.

Лекция II. Бытие-в-мире

exist-02

С античных времён философы всё время говорят о разуме. Но как представить себе разумное вне мира, вне плотной, сопротивляющейся материи, опровергающей наши интеллектуальные построения уже самим своим неизбывным существованием? Мысля себя в качестве бытия-в-мире, человек теряет безграничную самонадеянность, обретая перспективу собственной осмысленности. Подобно Маленькому Принцу, оказавшемуся в конце своего космического путешествия посреди пустыни, в конкретном бытии-в-мире человек обнаруживает смысл собственной жизни.

В этот раз мы рассмотрим ключевую для экзистенциальной философии концепцию «бытия-в-мире», предложенную Мартином Хайдеггером в «Бытии и времени». Мы увидим, как это понятие было развито в работах немецкого психиатра Людвига Бинсвангера и переосмыслено в учениях Жан-Поля Сартра и Мориса Мерло-Пони.

Материалом для нас послужат:

  • Хайдеггер, М. Бытие и время. М., 2013;
  • Бинсвангер, Л. Бытие в мире. Введение в экзистенциальную психиатрию. М., 1999;
  • Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2009;
  • Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия. М., 1999.

Лекция III. Я-Ты-Другой: проблема интерсубъективности

exist-03

«Ты – это другое Я» – вот основание для любого диалога. Но как можно мыслить Другого, чьи чувства и смыслы скрыты от нас в непроницаемой оболочке его тела? Как распознать в его лице, позах и жестах родственное сознание, потенциального единомышленника или опасного соперника? Любой диалог всегда подразумевает третьего. Любовный треугольник – не пикантная выдумка собирателей сплетен, а величайший символ человеческого общения. За каждым раздором и согласием действующих лиц стоит фигура Другого – таинственный образ Зрителя или Автора.

Эта наша встреча будет посвящена проблеме интерсубъективно сти. Мы рассмотрим, чем различается диалектика «Я-Другой» у Мартина Хайдеггера и Жан-Поля Сартра, увидим какую роль играет межличностный диалог в философии Габриеля Марселя и Мартина Бубера, как решает проблему интерсубъективно сти Морис Мерло-Понти.

Материалом для нас послужат:

  • Хайдеггер, М. Бытие и время. М., 2013;
  • Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2009;
  • Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия. М., 1999;
  • Бубер, М. Я и ты // Два образа веры. М., 2014;
  • Марсель, Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994.

Лекция IV. Бытие в Боге

exist-04

Жизнь современного человека, столь спонтанная и динамичная, столь пластичная и стремительная, похожа на распадающуюся мозаику, утратившую исходный образ и сопротивляющуюся любому целостному схватыванию. Одержимый манией обладания, человек утратил глубинное переживание собственного бытия, объединяющее разрозненные сюжеты нашей жизни в единый гармоничный образ. Говоря и мысля о наших ближних в третьем роде, мы утратили саму способность вдумчивого диалога, основанного на интимном «ты» и обнаруживающего в каждом человеке отблеск божественного.

Этот наш разговор мы посвятим религиозной ветви экзистенциализма , представленной такими философами как Блез Паскаль, Сирён Кьеркегор, Лев Шестов, Николай Бердяев, Габриэль Марсель и Мартин Бубер. Мы обсудим, чем экзистенциальное видение мира отличается от традиционной религиозности, какового отношение экзистенциальных философов к Богу, какое положение занимает человек по отношению к миру и как в живом диалоге воплощается его тяга к божественному.

Материалом для нас послужат:

  • Паскаль, Б. Мысли. М., 1994;
  • Кьеркегор, С. Страх и трепет. М., 1993;
  • Бердяев, Н. Философия свободного духа. М., 1997;
  • Бубер, М. Два образа веры. М., 2014;
  • Марсель, Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994.

Лекция V. Мышление времени

exist-05

В первой половине XX века время становится чуть ли не главным сюжетом философского вопрошания. Как мыслить то, что по сути своей неуловимо? В чём состоит сущность времени и какова его роль в познании? К чему обращается человек в своих надеждах и воспоминаниях, как он реализует свой жизненный проект в условиях естественной и культурной предзаданности? Для экзистенциальной философии мышление времени стало необходимым условием постижения истории, повседневности и самой сути человеческого существования. Вопрос о соотношении времени и бытия, поставленный Мартином Хайдеггером, стал отправной точкой для размышлений целого поколения европейских интеллектуалов.

Помимо упомянутого «Бытия и времени», мы обсудим также оригинальную концепцию истории Карла Ясперса с его фундаментальным понятием «осевого времени», посмотрим, как тема времени отразилась в творчестве Александра Кожева и Жан-Поля Сартра, увидим какую роль сыграло это понятие в работах Мориса Мерло-Понти.

Материалом для нас послужат:

  • Хайдеггер, М. Бытие и время. М., 2013;
  • Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2009;
  • Ясперс, К. Смысл и назначение истории. М., 1991;
  • Кожев, А. Введение в чтение Гегеля. М., 2013;
  • Марсель, Г. Метафизический дневник. СПб., 2005;
  • Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия. М., 1999.

Лекция VI. Бытие к смерти

exist-06

Человек – единственное живое существо, которому свойственно сознание своей принципиальной конечности. Проблема смерти беспокоит нас испокон веков как неизбывный парадокс человеческого существования, заставляя искать успокоения в религиозной концепции нетленной души или полагаться на науку, занимающуюся поиском формулы бессмертия. Экзистенциальная философия особым образом осмысливает «запретную тему» смерти, делая последнюю фундаментальным условием самой осмысленности человеческой жизни. Смерть, по своей сути, абсурдна. Но, с другой стороны, только она проводит финальную черту, позволяющую увидеть рисунок человеческой жизни – понять его смысл и оценить законченность.

В этот раз мы обсудим хайдеггеровскую концепцию «бытия-к-смерти» , увидим, как переосмысливаетс я и развивается гегелевская идея смерти в интерпретации Александра Кожева, какую роль играет смерть в литературных произведениях Сартра и Камю, какое место она занимает в экзистенциальной теологии Габриэля Марселя и Льва Шестова.

Материалом для нас послужат:

  • Хайдеггер, М. Бытие и время. М., 2013;
  • Кожев, А. Идея смерти в философии Гегеля // Введение в чтение Гегеля. М., 2013.
  • Сартр, Ж-П. Смерть в душе // Дороги свободы. М., 1997;
  • Камю, А. Счастливая смерть. М., 2010;
  • Шестов, Л. Откровения смерти: http://www.odinb lago.ru/otkroven ia_smerti

Лекция VII. Несчастное сознание и неподлинное существование

exist-07

Словно тёмные тучи посреди солнечного дня охватывает порою человека ощущение вселенской тоски и бессмысленности собственного существования. Позитивное мышление склонно видеть в этих феноменах лишь внезапные сбои корректной работы психики, неожиданные атаки вытесненных переживаний или симптомы скрытых болезней тела. Но для экзистенциальной философии ощущения тоски, ужаса, беспричинной тревоги – неотъемлемые атрибуты самого человеческого, в их отсутствие человек становится лишь самодовольным животным, глухим к зову Бытия и страданиям себе подобных.

Эту встречу мы посвятим разговору о фундаментальном недостатке человеческого бытия и возможности подлинного существования. В фокусе нашего внимания окажется тема несчастного сознания у Сирёна Кьеркегора, фундаментальное различение бытия и существования у Мартина Хайдеггера, а также оппозиция «быть и иметь» у Габриэля Марселя.

Материалом для нас послужат:

  • Хайдеггер, М. Бытие и время. М., 2013;
  • Кьеркегор, С. Или-или. СПб., 2011;
  • Марсель, Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994.

Лекция VIII. Сущность свободы

exist-08

Свобода – одно из самых неопределённых понятий в нашем лексиконе. Существует бесчисленное множество философских трактовок свободы. Блаженный Августин говорит об истинной свободе как следовании воле божьей, Декарт утверждает свободу использования собственного разума, Кант провозглашает свободу основой морали, а Гегель называет свободу осознанной необходимостью. Для экзистенциальной философии, сосредоточенной на проблемах человеческого бытия, тема свободы имеет чрезвычайную значимость: только через этот сюжет мы способны осмысливать человеческое существование в категориях свободного выбора, противостоящего жёсткой природной детерминации.

В ходе нашей беседы, мы обсудим, как перекликается тема свободы у таких несхожих мыслителей как Николай Бердяев и Жан-Поль Сартр, рассмотрим мышление свободы у Мартина Хайдеггера узнаем как воплощается эта тема в феминистическом проекте Симоны де Бовуар.

Материалом для нас послужат:

  • Хайдеггер, Х. Бытие и время. М., 2013;
  • Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2009;
  • Камю, А. Бунтующий человек. М., 1990;
  • Бовуар, С. Второй пол. М., 2007.

Лектор — Андрей Гасилин — магистрант философского факультета РГГУ. Сфера научных интересов — французская экзистенциальная философия, экзистенциализм Ж.-П. Сартра. Журналист, автор статей в нескольких электронных изданиях (cablook.com, argumentiru.com)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*