fbpx


Курс лекций История и теория религий

Ближайшая лекция пройдет 12 мая в zoom.
Ссылку на участие отпраляем студентам на почту после регистрации и покупки билета через timepad. 

21 января в 19-30 — Тема 1. Что такое религия вообще?

На лекции слушатели смогут поближе познакомиться с различными вариантами определений и концепций религии: от конфессиональных до биологических. Разобраться в сущностных характеристиках религии, вероятных причинах и предпосылках возникновения религиозных систем. Особое внимание будет уделено религии в статике и таким вопросам как:

  • из чего состоит любая религиозная система?
  • может ли существовать религия без веры?
  • каковы функции и роль религии в системе культуры и цивилизации: нужна ли она вообще и может ли общество существовать без нее?

4 февраля в 19:30 — Тема 2.  Проблема происхождения религии 

Лекция будет посвящена вопросу «откуда же взялась религия?» и всем возможным версиям ответа на него. Слушатели узнают о теории «прамонотеизма», а также познакомятся с гипотезой «дорелигиозного» периода развития человечества.

Особое внимание будет уделено практике захоронений первобытных людей  и пещерной живописи, как признакам рождения религиозных верований. Будут разобраны формы первобытных верований: фетишизм, тотемизм, магизм, анимизм; рассмотрены отголоски первобытных верований в ставших религиозных системах; а также на лекции удастся проследить за эволюцией древних религий: от полидемонизма к политеизму, от родо-племенных к народностно-национальным.

18 февраля в 19:30 — Тема 3. Религии древних цивилизаций: Египет, Древняя Греция, Рим 

Простейшие формы религиозных верований существовали с самого начала появления человека современного, который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.

На данной лекции слушатели узнают о религии в Древнем Египте: её ключевые космогонические и антропогонические представления, а также развитие культовой практики.

От египетской религии лекция плавно перейдет к древнегреческой, описанной «со слов Гомера и Гесиода». А далее внимание слушателей устремится к религии Древнего Рима: от чувственной конкретики к сухой абстракции.

Закончится лекция обсуждением религии древних славян, где особое внимание будет уделено вопросу, почему остается открытым вопрос о достоверности мифологии и общем характере славянской религии.

3 марта в 19:30 —Тема 4. Народные религии современности: Индия и Средний Восток. Индуизм, зороастризм, джайнизм 

На лекции будет подробно рассказано о таких религиях, как индуизм, джайнизм, сикхизм и зороастризм, случайно забредший в область востока.

Слушатели смогут проследить путь зарождения индуизма, его эволюцию, основные направления и те факторы, что легли в его основу. Особое внимание будет уделено специфике «философской» системы индуизма и, конечно же, его влиянию на политику страны, как внешнюю, так и внутреннюю.

Также на лекции будет рассказано о джайнизме: основах этого вероучения, его предписаниях и ритуалах. Слушатели смогут узнать, в чем заключаются отличия джайнизма от Ислама, Индуизма и Сикхизма —  монотеистической веры последователей Нанака.

12 мая в 19:30 — Тема 5. Народные религии современности: Дальний  Восток. Конфуцианство, даосизм 

На данной лекции слушатели узнают о Конфуцианстве: что это — религия или же философия? Увидят, на каких пяти «постоянствах» было основано учение Конфуция и проследят за его эволюцией: от ритуализированной этики до современности.

От конфуцианства лекция плавно перейдет к даосизму, Лао-Цзы и «Даодэдзин». Слушатели узнают о специфике «философской» системы Даосизма и пронаблюдают за эволюцией даосских верований и институтов.

Закончится лекция обсуждением синтоизма, в ходе которого участники рассмотрят его влияние на современную жизнь японца.

19 мая в 19:30 — Тема 6. Народностно-национальные религии современности: Дальний  Восток, ч.2 

На лекции мы ближе познакомиться с конфуцианством, даосизмом, учением Лао-цзы, синтоизмом и тэнноизмом.

В частности, будет разобрано, чем все-таки является конфуцианство – философией или религией? В чем именно заключалось учение Конфуция (Кун-цзы) и какие отличия между неоконфуцианством, даосизмом, Лао-цзы и «Даодэдзин». Особое внимание будет уделено специфике «философской» системы Даосизма: понятиям «Дао» и «У-вэй», как основополагающим даосской философии.

От даосской философии лекция плавно перейдет к синто – так называемому, «пути богов». Слушатели смогут проследить эволюция синтоизма и тэнноизма, возникновение  концепции «Исэ синто» и  укрепление культа императора. Будет разобрано, актуальны ли представления тэнноизма в современной Японии, и какое место занимают синтоизм и буддизм в жизненной практике японца.

26 мая в 19:30 — Тема 7. Иудаизм: история, вероучение, обычаи 

Лекция будет посвящена истории иудаизма, в частности, происхождению термина. Лектор рассмотрит иудаизм в узком и широком смысле слова:

  • являются ли слова «иудей» и «еврей» словами-синонимами?
  • как именно возникла и сформировалась Танаха: предположения и гипотезы?
  • как именно последовательное единобожие смогло стать центральной доктриной иудаизма?
  • в чем заключается идея богоизбранности еврейского народа?
  • что именно представляют из себя «Десять заповедей»?

Также внимание будет уделено мессианским пророчества Танаха. Слушатели узнают, есть ли в иудаизме идея первородного греха, в чем заключалось учение о сверхъестественных существах, смогут проследить эволюцию представлений о загробной жизни.

Финал лекции будет освящен разбору «Талмудического иудаизма»: рождение Талмуда и института раввината, основные направления в иудаизме, каббала и средневековый еврейский мистицизм.

25 июня в 19:30 Тема 8. Иудаизм: основные направления

Эта лекция будет посвящена основным направлениям в иудаизме, а также следующим вопросам:

  • почему говорить о ересях или даже о направлениях в иудаизме довольно сложно?
  • что такое «нусах»?
  • в чем заключается различие между ашкеназской и сефардской традициями?
  • почему русское царское правительство предоставило караимам гражданские права?
  • можно ли считать «Субботники» русскими караимами?

Особое внимание будет уделено хасидам: «альтернативному» мистическому иудаизму. Слушатели поближе познакомятся с «Культом» цадиков и «хасидскими историями», узнают различия между хасидами и миснагедами, гаскалой и ортодоксией. Также лектор обсудит тему реформистов и консерваторов, рассматривая сионизм как «переселение в Библию».

июля в 19:30 — Тема 9. «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие…»: духовная Революция Библии

Можно ли прочесть Библию глазами ученого или почему она меняет свой смысл в зависимости от веры или неверия читающего? Этому вопросу и будет посвящена лекция.

Слушатели узнают, как Библия стала Книгой Книг и из чего она все-таки состоит, в чем заключается разница между Библией и Танахом, что такое «Завет» в иудейском и христианском понимании и многое, многое другое.

Основное внимание будет уделено фундаментальным идеям Библии, поднимающимся над греческим философским дискурсом: монотеизму, креационизму, провиденциализму и новому антропоцентризму.

июля в 19:30 Тема 10. Возникновение христианства

Верно ли, что Христос учил о карме и переселении душ, а «попы все извратили»?

На лекции слушатели вместе с лектором разберут общественно-исторические  и культурные  условия возникновения христианства:

  • почему оно возникло в Палестине в I в. н. э?
  • как жили общины ессеев-предтечи Христианства?
  • в чем заключалась проповедь равенства?

Отдельно внимание будет уделено идейным предшественникам: Филону Александрийскому и Сенеке. Слушатели смогут поближе познакомиться с различными гипотезами о личности Иисуса Христа, а также сутью мифологических и исторических школ в религиоведении. А также проследят за превращением Христианства в государственную религию Римской империи, становлением Церкви и возникновения Константинова эдикта.

Лектор разберет причины внутрицерковной борьбы за становление догматов христианского вероучения и культа, расскажет о христологических спорах и догматах «преткновения»: триединства Бога, воплощения и искупления.

Тема 11. Нехалкидонские церкви

На лекции слушатели узнают о причинах возникновения нехалкидонских религиозных течений, о том, как происходило отпадение Восточных церквей и можно ли это считать историческим недоразумением. Лектор проведет сравнительный анализ между православием и нехалкидонскими церквями: подчеркнет как сходство, так и различия между ними.

Особое внимание будет уделено Единой Святой Вселенской Апостольской Православной Армянской Церкви. В частности, причинам, по которым армянские епископы не присутствовали на Соборе, догматическим особенностям и специфике культовой практики Армянской Церкви.  Также будут рассмотрены Коптская Православная церковь: особенности её догматики, богослужения и иерархического устройства; Эфиопская  Церковь: во что и как веруют потомки царицы Савской?; Сиро-яковитская Православная Церковь: что же проповедуют последователи псевдонищего?; и нехалкидонские церкви в Азии: взлет и падение миссии, или почему бесполезно проповедовать разовое спасение тем, кто верит в карму.

Тема 12. Великая Схизма: Раскол христианской церкви (1054)

Темой лекции станет Великая Схизма как трагический итог двухсотлетних разногласий.
Слушатели узнают, какую роль сыграли Кардинал Гумберт и Патриарх Михаил Кируларий, представляющие две совершенно разные анафемы, разберут причины раскола с точки зрения Западной (Католической) и Восточной (Православной) церкви.

На лекции будут рассмотрены десять пунктов претензий отлучительной грамоты латинян в адрес Михаила Кирулария «и сообщников его глупости» и вопрос о первенстве римской кафедры. Слушатели смогут узнать, почему «первенство чести» не отменяет Соборного устройства Церкви и какую роль сыграл Карл Великий в укреплении института Папства.

Также будут затронуты темы восприятия Раскола на Руси и вы узнаете, почему Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо из сторон конфликта вплоть до татаро-монгольского нашествия.

Какую роль сыграло снятие взаимных анафем как «жест справедливости и взаимного прощения» между Вселенским Патриархом Афиногором и Папой Павлом VI, чем закончилась острая борьба внутри религии, и что такое догматы «преткновения».

Тема 13.  Православие, ч.I 

На лекции будет рассмотрена специфика существования Христианской Церкви в Византии, в связи с чем подробно будет разобран тезис «Всякая власть от Бога».
Слушатели узнают, в чем принципиальное отличие цезарепапизма от папоцезаризма, как возникло Православие, и в чем заключается Богословский смысл данного термина.

Будут разобраны особенности становления и развития вероучения, культа и канонической деятельности.
Не останется без внимания православная догматика, основные канонические нормы и институты, православные автокефальные церкви, их внутреннее устройство, и ступени иерархии священства.

Лектор расскажет о «Черном» и «Белом» духовенстве, институте монашества и его роли в жизни Православной Церкви.
Подробно объяснит, что включает в себя исторически сложившееся православное богослужение и раскроет загадку четырех богослужебных кругов, божественной Литургии, православных Таинств, постов и Двунадесятых праздников.

И конечно, речь будет идти об источниках внутреннего права Православной Церкви, об отношениях с инославными и о том, лишены ли инославные Благодати Божьей. А так же о вечном противостоянии: Православие и Католицизм: кто кому еретик и кто кому раскольник?

Тема 14.  Православие, ч.II 

На лекции будет поднят вопрос принятия Христианства Киевской Русью: что стало решающим моментом, необходимость объединяющей идеи единого Бога или «избавление от варварства»?

Слушатели смогут узнать, почему именно Православие и как рассказывается о выборе веры в «Повести временных лет».
Каким было православие на Руси до татаро-монгольского нашествия и что такое феномен «двоеверия».

Какой стала Православная Церковь при татаро-монгольском иге: что такое квазигосударство и почему митрополиты были свободны от выплаты дани.

Лектор ответит на вопросы, как связаны Православная Церковь и образование Русского централизованного государства и что из себя представляли еретические движения конца XV — начала XVI вв.

Слушатели смогут разобраться в понятиях «Путь Марии и путь Марфы», и какую роль сыграли в этих движениях Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.

Как и почему появилась идея о Москве как третьем Риме и что из себя представляло «Мракобесие» XVI века.
На лекции расскажут о несчастной судьбе Максима Грека и Вассиана Патрикеева, о Стоглавом соборе как попытке урегулировать взаимоотношения между государством и церковью, об окончательной победе иосифлян и учреждении патриаршества.

Будет возможность узнать, какой была русская православная церковь в XVII веке. Чем обернулась реформа Патриарха Никона и чем обусловлено появление старообрядчества.
Будут рассмотрены государственные преобразования и церковь в первой половине XVIII в.: движение от патриаршества к синоду, как развивалась церковь от Петра I до Николая II и вчем заключался феномен православного светского богословия.
А также будут подняты вопросы церкви и революции: восстановить патриаршество или «взять всех попов да повесить»? Какая судьба ждала Русскую Православную Церковь в СССР и какая судьба ожидает Православие в современной России.

Тема 15.  Католицизм, ч.I  Чем Католическая Церковь отличается от Православной?

Лекция будет посвящена вопросам основных различий между католичеством и христианством. О том, как предвзятость, неосведомленность и предубеждение встали на пути к взаимопониманию.
Будет рассмотренно явление «Сконструированного католицизма» как предмета нападок.
Слушатели узнают о сходствах и различиях между православием и католицизмом и почему мы по-разному понимаем единство церкви и ее вселенскость.

Разговор пойдет о филиокве как догмате преткновения, о католическом Чистилище как православных мытарствах, о догматах о Непорочном Зачатии Девы Марии и ее взятии на небеса телом и душой. А также о превратностях понимания православными догматов о Папе Римском и отношении к Вселенским Соборам.

И не менее важный вопрос католицизма и инославия: почему неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе.

Тема 16.  Католицизм, ч.II  Католическая Церковь и католическое вероучение как они есть

На лекции вы сможете узнать, что такое Католическая Церковь как широкое вероисповедное сообщество, какова структура и организация церкви, и как звучат общие основания католического вероучения.

Будут подняты вопросы о том, как католики понимают Традицию (Священное Предание), и почему Католическая Церковь не считает «нововведения» в догматике нововведениями. Будет разобран неотомизм как философское отражение католической картины мира, католическая этика и ее философская и теологическая составляющие, а также социальная доктрина Католицизма и ее специфика в современном мире: от папы Льва XIIIдо папы Франциска. Будет сказано несколько слов о специфике католической культовой практики в прошлом и настоящем. А также об отношениях Католической Церкви и инославия.

В итоге, лектор даст картину Католицизма в различные эпохи: вслед за миром, вместе с миром.

Тема 17.  Протестантизм, ч.I: Начало

В лекции, посвященной Протестантизму речь пойдет об этом явлении, как о духовном продукте Реформации.
«Назад, в будущее», — так звучал призыв протестантов к возвращению к евангельским истокам как к основе вероучительной программы. Слушатели узнают, что такое «Предпротестантизм» в Европе и как с ним связаны такие деятели как Джон Виклиф и Ян Гус. Чем обернулись гуситские войны и в чем состояли противоречия гуситского движения между калликстинцами (чашниками) и таборитами.

Подробно будет рассказано о Виттенбергских тезисах Мартина Лютера, Филиппе Меланхтоне и распространении Реформации, Томасе Мюнцере и анабаптизме, Учении Мюнцера о «Царстве Божием на земле», о 67 тезисах Ульриха Цвингли, о «Божьей метле» Жана Кальвина и женевской «республике святых» как протестантском «талибане».

Лекция позволит узнать основы протестантского вероучения и культа, протестантские «вероисповедания» и «катехизисы».

Тема 18.  Протестантизм, ч.II: Основные течения, общее и особенное.

Лекция будет посвящена различным вопросам протестантизма: почему нет единой протестантской церкви и что такое «классический» протестантизм. Слушатели узнают о различиях и сходствах между лютеранской или евангелической церковью, об основах их вероучения и культа. Подробно будет рассказанно о проблеме лютеранства в современном мире, о реформатских церквях, о кальвинизме как наиболее последовательном воплощении демократических требований к вероучению и культу.

Лектор обратит внимание на англиканство, квакеров, и на то, чему учило и учит «Христианское общество друзей внутреннего света».
Будет обращено внимание на методизм как попытку преодолеть религиозный индифферентизм в англиканстве XVIII в., на меннонитов и их историческую близость к анабаптистам, на баптизм и первого английского баптиста Джона Смита.

Лекция даст возможность узнать о «Пророчестве» Уильяма Миллера, рождении адвентизма и адвентистах седьмого дня. А также о пятидесятниках и свидетелях Иеговых. Что такое «Маргинальный протестантизм»: мормоны, Новоапостольская церковь, Христианская наука и бесконечное.

И в качестве подведения итогов будут очерчены тенденции развития современного протестантизма.

Тема 19.  Ислам, ч.I: Начало

Ислам рождает огромное количество вопросов и лекция попробует дать на них ответы. Почему именно на Аравийском полуострове зародилась эта религия, как племенной бог мекканских курейшитов стал Единственным Всемогущим и как идея «завершения пророчества» стала основанием для исключительного положения Ислама среди авраамитических религий.

Будет рассказанно о последнем пророке: истории земной жизни Мухаммада, о возникновении Халифата и распространении Ислама за пределы Аравии.

Лектор рассмотрит основные положения исламского вероучения, пять «столпов веры» (аркан ад-дин) и важнейшие обязанности мусульманина.
Речь будет идти о Шариате как вере воплощенной в жизнь, об источниках Шариата, о должном и запретном.

Будет изучен вопрос тотальности Ислама и почему Ислам — это не только вера.

Тема 20.  Ислам, ч.II: Основные направления в Исламе

О внутренних противоречиях в исламе второй половины VII века, о хариджитах (араб. «харад-жа» – выступать) как самой ранней в Исламе религиозно-политической группировке, о разделении Ислама на суннизм и шиизм как результате политической борьбы за престол халифата — об этом и многом другом пойдет речь в лекции, посвященной Исламу.
Также будет сказано о суннизме — крупнейшем направлении в Исламе и о том, почему почти 90% мусульман мира к ним относятся, и почему, в отличие от других направлений Ислама, в суннизме почти никогда не возникали особые течения или секты.

Подробно будет рассмотрена личность Мухаммеда Ибн Абд аль-Ваххаба (1703- 1787) и непосредственно вахаббизм как исламский «протестантизм». А также «Шиат-Али» — партия Али и история возникновения шиизма.
Кроме этого слушатели узнают о становлении учения об имамате, учение о Махди, о шиитских течениях, сектах и различных юридических школах в суннизме и шиизме.

Тема 21. Ислам, ч.III:  Ислам и современность.

По ходу лекции исламские страны будут рассмотрены как единое религиозно-мировоззренческое целое. Будет обращено внимание на специфику Ислама как религиозной системы и причины широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии на все сферы жизни современного мира.
Каковы причины и источники «мусульманского возрождения» и как молодость, простота, доступность и непротиворечивость догматов и культа Ислама стала конкурентным преимуществом перед другими религиями.

На лекции слушателям объяснят, почему Ислам пережил западный колониализм. И еще раз вспомнят о тотальности данной религии и Исламе как возможности жизни «по-другому».
В чем состоит идея исламской «социальной справедливости». Почему мессианизм и воинственность всегда привлекательны.

Поговорим об идее «завершения пророчества» как основании представлений об исключительности мусульман как избранного народа и особом положении Ислама относительно других религий. А также об аутентичности личности мусульманина или почему мусульмане всех стран одинаковы.

Кроме этого, будут рассмотрены концепции построения «исламского государства», модернизм, традиционализм и фундаментализм в современном Исламе.

 Тема 22.  Буддизм  Ч.I  Начало 

«Если ты крутой пацан, то построй себе дацан»-русская народная мудрость

Буддизм не менее загадочная религия, чем другие. Попробуем разобраться и не разрушить пелену притягательной таинственности.

На лекции будут разобраны вопросы возникновения буддизма, то, как принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой, идейно-культурный фон брахманизма и его видоизменение в буддизме: принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), долга, праведного пути (дхармы), и почему главная цель буддиста — выход из цепи перевоплощений.

Слушатели узнают о царь Ашоке и III Соборе в Паталипутре, процессе канонизации учения, утверждении представления о «трех драгоценностях» буддизма: учителе — Будде, учении — дхарме и хранителе истины — сангхе. Не останется без внимания палийский канон «Типитака» (или «Трипитака» — «Три корзины»).

И конечно, будет задан вопрос о сущности Буддизма: философия это или религия, и что означают слова «Жизнь есть страдание…»

Тема 23. Буддизм, ч.II Основные идеи и направления

В лекции, посвященной буддизму, будут рассмотрены важнейшие проблемы этой религии:

  • жизнь как выражение различных «потоков» нематериальных частиц — дхарм.
  • Перерождение в соответствии с законом кармы – воздаяния.
  • Почему и для чего бесконечная цепь перерождений (сансара, или колесо жизни) может быть прервана.

Буддизм, ч.III Основные идеи и направления.
Продолжение.

Подробно будет разобрано явление нирваны — состояние покоя, блаженства, слияния с Буддой, нирваны как сверхбытия и «Четыре великие истины» буддизма. Речь будет идти о буддийском пантеоне, об «узком» и «широком» пути спасения — хинаяне и махаяне. Слушатели узнают об исторических этапах и ареалах распространения буддизма, о ламаизме и его особенностях, о Чань-буддизме и Дзэн-буддизме как его разновидности.

И не остарется без внимания вопрос буддизма на территории России как «экспоната этнографического музея» и слияния буддийских ценностей с этноспецификой регионов распространения.

Тема 24. Современные нетрадиционные культы: «религии Нового века», ч.

Причины и предпосылки поиска новых систем ценностей на рубеже веков. Для кого «нетрадиционные культы» становятся прибежищем прежде всего? Общие особенности и классификация «нетрадиционных культов». Неоориенталистские культы ( «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света» Махарай Джи, «Трансцендентальная медитация» и др. ) и их специфика. Неохристианские объединения ( «Церковь Унификации», «Дети Бога», «Церковь Тела Христова» и др. ) и их характерные черты.

Тема 25. Современные нетрадиционные культы: «религии Нового века», ч.II

«ОТКРОЙ СВОЮ ЦЕРКОВЬ И СТРИГИ СВОИХ ОВЕЦ!»(Рон Хаббард)

Сайентологическое направление ( «Церковь сайентологии», «космические религии»)  и их проповедь «космического разума» и связи Земли и высших космических сил. «Сайентология»и»Дианетика»  Рона Хаббарда: где же тут буддийская нирвана? Спиритизм и «новая магия»: чем же может закончиться употребление «волшебных грибов» или  привет Кастанеде. Обаяние Зла: Сатанизм и современные сатанистские группы; мировоззрение последователей Синей книги. «Сатининская библия» Антона Шандора ЛаВэя и его Церковь Сатаны. «Сатана – не враг человеку…»-Алистер Кроули. «Хочешь похудеть — спроси меня, как-компания «Гербалайф» и феномен коммерческих культов.Вместо эпилога: современные нетрадиционные культы — синтетичность, синкретичностьpar excellence  и…вам-таки все еще хочется похудеть?  😉

Тема 26. Современные нетрадиционные культы: «извращенное Православие и околоправославные секты»

Причины отпадения от «Матери Церкви» в современном мире и два характернейших его типа. «Левые» отступники-неообновленцы. Альтернативная иерархия о. Георгия Кочеткова. Насколько сектантскими были умонастроения о. Александра Меня и его последователей? «Правый» уклон – псевдоревнители: «антиИННисты», псевдо-и младостарчество, имябожие и царебожие; почему они вдвойне опаснее неообновленцев.

Возрожденное манихейство монашествующих. Идея  «русского Бога» и возрождение маркионской ереси. Богословский соблазн монархизма: царь Николай как Искупитель. «Братство Царя-Искупителя» и «Блаженная Пелагия». Засилье псевдостарчества и визионерства. Почему подлинный старец не противопоставит себя епископату. «Петровцы» и «новые Симоновцы». Патриотизм как знамя новой Схизмы, отпадения от Православия и ухода в безблагодатность и некафоличность: «только русский – это православный». Почему патриотизм не есть сам по себе христианская добродетель. Так как же христианину быть патриотом и не увлечься горделиво-языческим псевдопатриотизмом, мечтающим, чтобы Церковь Христова обслуживала интересы  только одной страны и народа, утратив кафоличность и благодать? Так что же нужно Богу? Ему нужна Истина.

Тема 27. Свободомыслие и атеизм в истории духовной культуры

Возникновение и развитие свободомыслия как закономерный процесс. Объективные факторы, воспроизводящие свободомыслие. Зависимость свободомыслия от уровня социальной свободы. Типы и формы проявления свободомыслия в отношении религии: богоборчество, скептицизм, антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, гуманизм, пантеизм, деизм, атеизм и т. д. Богоборчество и скептицизм в культуре древнего мира.     Свободомыслие в средние века. Еретические движения и вольнодумные трактовки вероучительных книг как формы свободомыслия? Свободомыслие в народной культуре средневековья.Влияние опытного знания на развитие свободомыслия. Свободомыслие на средневековом Арабском Востоке. Развитие свободомыслия в европейской философии. Свободомыслие эпохи Возрождения. Гуманизм и религия. Свободомыслие нового и новейшего времени. Просвещение как феномен свободомыслия и атеизм просветителей. Фейербах и «научный атеизм». Марксистская критика религии. Краткий очерк истории развития свободомыслия и атеизма в России.


Лектор:

Дмитрий Багдасаров. Преподаватель, доцент кафедры философии МГТУ «СТАНКИН», более 12 лет читает авторские курсы «Философские вопросы виртуальной реальности и искусственного интеллекта», «Философские проблемы современности», «Философские проблемы естественных наук», «Философия религии», «Религиоведение», «Философия политики» и т.д.

«Начинал преподавательскую карьеру с чтения курса «История религий» в МГУ, еще будучи аспирантом, закончил философский факультет в 1993 году по кафедре философии религии и религиоведения, там же и защищался четырьмя годами позже, диссертацию делал по творчеству Жака Маритена, замечательного французского неотомиста, кстати, в приложениях к этой диссертации едва ли не первые переводы его текстов на русский язык… Параллельно учился во французском университетском колледже при МГУ , в котором довелось слушать лекции таких «звезд», как Деррида, Бодрийяр, Эко, Кристева, Хальтер… Мне очень повезло с учителями и на факультете, где мне удалось прослушать курсы у Вячеслава Всеволодовича Иванова, Аарона Яковлевича Гуревича, Михаила Левоновича Гаспарова (потрясающий курс истории русской поэзии…), Елеазара Моисеевича Мелетинского, Сергея Сергеевича Аверинцева…., ну а курс «Введение в православное богословие» я сдавал тогда еще совсем молодому, но уже подающему большие надежды клирику…отцу Андрею Кураеву….
На сегодняшний день я вхожу в число 10 самых популярных и высокооплачиваемых преподавателей своего вуза со своим собственным фан-клубом…, но…всегда хочется чего-то еще…. В последнее время мне все чаще хочется вернуться к истокам… Тем более, что определенная часть наработанного мною материала не входит в формат преподавания философских дисциплин в техническом вузе. Например, философское и религиоведческое исследование кино…в конце концов, не одному же Славою Жижеку этим заниматься.»

Стоимость:

Стоимость посещения 1 лекции — 500р.
На курс лекций действуют стандартные абонементы Пунктума 

 


Перейти к заказу билетов

Комментарии

Павел

И можно ли просить о смещении лекций на другой день недели? Очень хотелось бы прослушать курс, но вторники у меня часто бывают заняты. Возможно, есть еще какие-то варианты с ним познакомиться?

Ответить

Павел

Здравствуйте! Возможно ли приобрести эти лекции в записи? В частности, прошедшую 21-го января 2019.

Ответить

Екатерина

Добрый день.
Давно (года два назад) я покупала у вас абонемент на 8 лекций. Действует ли он еще? В то время разовое посещение лекции стоило 400 — 500 рублей в зависимости от лектора.

Ответить

Daria

Здравствуйте, Екатерина! Да, абонемент действует. Будем рады видеть вас на лекциях)

Ответить

Женя

Добрый день! Распространяются ли скидки на детей на домашнем образовании? У нас нет карты школьника, но очень интересен ваш курс.

Ответить

Татьяна

Здравствуйте!

Да, скидка распространяется, но обратите, пожалуйста, внимание, что курс расчитан на взрослую аудиторию. По длительности лекции обычно затягиваются часа на два, плюс подача материала и время проведения. То есть ориентировочно лекции для возраста где-то 15+.

Ответить

Лариса

Татьяна, добрый день,
уточните пж-та, можно ли приобрести запись всего курса лекций » История и теория религий»?
Спасибо

Ответить

Татьяна

Добрый день!

К сожалению, записей нет.

С уважением,
КЦ Пунктум!

Ответить

Елизавета

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста когда снова будет данный курс? Или еще идут лекции и можно успеть послушать хотя бы последние? Спасибо! 🙂

Ответить

Пунктум

Здравствуйте, Елизавета!

Курс только начался, Вы можете приехать на лекцию 2 октября в 19:30.

Ответить

Елизавета

Спасибо! Приеду 🙂 нужно ли записываться?

Ответить

Татьяна

Лучше записаться через форму на сайте.

Ответить

Виктория

Добрый день, а оплата возможна только на месте? Кнопка оплаты пишет, что регистрация уже закрыта. Та же проблема и с оплатой на странице «Цены», а хотелось купить абонемент 🙁

Ответить

Пунктум

Да, к сожалению, пока оплата картой не работает. Сейчас мы работаем над этой проблемой, но точных дат, когда снова все начнет работать нет пока, к сожалению.

Ответить

Аркадий

Добрый вечер. Немного запутался. На главной странице сайта написано, что курс «скоро начнется». Зайдя на страницу курса, я вижу «28 июля 17-00». Распутайте, начался или скоро начнется? Если первое, то на какой теме сейчас и по каким дням проходит; если второе, то известна ли дата начала?

Ответить

Татьяна

Здравствуйте, Аркадий! Простите за путаницу, сегодня информация будет исправлена на актуальную. Новый курс действительно скоро стартует, первая лекция пройдет 18 сентября в 19:30. Еще раз простите, что невольно ввели в заблуждение.

С уважением, КЦ Пунктум!

Ответить

Аркадий

Фух! Переживал, что снова пропустил. Спасибо за оперативный ответ 🙂

Ответить

Пунктум

Пожалуйста!) Приходите, будем рады.)

Ответить

Татьяна

Обратите, пожалуйста, внимание. Исправили в комментарии дату.

Ответить

Дарья

А разве не 18 сентября первая лекция «Тема 1. Что такое религия вообще? — 18 сентября в 19-30». Написано на этой странице.

Ответить

Пунктум

Действительно, Вы правы, ошиблась. 18 старт курса.

Ответить

Марина

Здравствуйте. А Когда будет повтор курса? К сожалению пропустила половину, не знала

Ответить

Пунктум

день,

Ответить

Марина

То есть с 20 марта начался новый курс с самого начала? Верно понимаю?

Ответить

Пунктум

Нет, курс начался ранее.

Ответить

Марина

Так вот о том и вопрос) планируется ли повторение всего курса?

Пунктум

Добрый день. Марина! Да, повтор курса с самого начала планируется. Но новая дата еще не выбрана, так как сначала мы должны пройти все лекции, которые остались. Следите за анонсами, там обязательно будет указана дата, когда будет известно.

Ответить

Михаил

Прошу Вас прочитать лекции по философии Иудаизма и Православия (Ветхий и Новый Завет) одним днём. Для тех кто хотел, рвался на лекции, но в связи с отменой и пробками не смог услышать)). Так будет логичнее и правильнее.

Ответить

Дмитрий

Да,Михаил,так будет сделать вполне разумно, но только лекция тогда будет существенно длиннее по времени и я ее проведу не как обычно, по вторникам, но в какой-то другой день, возможно, в выходные.Следите за анонсами!

Ответить

Дмитрий

Уважаемые слушатели! Маленькое уточнение по расписанию лекций. Лекция по философии Иудаизма не отменяется но переносится! Я ее прочитаю сразу после лекции, посвященной протестантской философской мысли, ее анонс скоро появится.Затем мы поговорим об исламской религиозной философии, о буддистской философской традиции, будет и лекция о внеконфессиональной религиозной философии, о самой ее возможности, а затем курс начнется заново! Со всеми вас наступившими праздниками!

Ответить

Нарина

И я надеюсь на повторение курса =)

Ответить

Анастасия

Нарина, здравствуйте! Курс стартует заново с 9 июня 2016 по четвергам в 19.30. Приходите!

Ответить

Вера

И меня интересует повторение цикла;) Попадаю на заключительные. Сориентируйте, когда вновь планируете.

Ответить

Анастасия

Вера, здравствуйте! Курс стартует заново с 9 иююня по четвергам в 19.30. Приходите!

Ответить

Янкель

Меня тоже интересует повторение цикла)) И вообще Ваши лекции.

Ответить

Дашка

Дмитрий ниже ответил, что планирует его повторять 🙂 Так что смело приходите на ближайшие лекции.

Ответить

Анастасия

Янкель, здравствуйте! Курс стартует заново с 9 июня 2016 по четвергам в 19.30. Приходите!

Ответить

Дмитрий

Думаю,что я его обязательно повторю…трудно объять необъятное, но стоит пытаться снова и снова…

Ответить

Нарина

и меня интересует повторение цикла )

Ответить

Настя

а повторение цикла намечается?:с
попадаю на последние, а хочется узнать все…

Ответить

Анастасия

Настя, здравствуйте! Курс стартует заново с 9 июня 2016 по четвергам в 19.30. Приходите!

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*