modern-1

Герман Обрист. Вышивка шелковыми нитями по шерсти Цикламен

На рубеже XIX-XX веков в разных странах Европы независимо друг от друга возникали очаги нового искусства. Все они были по-своему оригинальны, опирались на богатые национальные традиции, но обнаруживали принципиальное родство, свидетельствующее о возникновении большого стиля. Имен у этого стиля очень много, в России он получил название «модерн», в Англии – «моден стайл», во Франции и Бельгии – «ар нуво», в Германии – «югендстиль», в Италии – «либерти», в Австро-Венгрии – «сецессион», в Испании – «модернизмо», в Америке — «тиффани» etc.

Среди мастеров модерна плеяда замечательных и удивительных людей – Виктор Орта и Анри ван де Вельде, Рене Лалик и Гектор Гимар, Альфон Муха и Отто Вагнер, Йозеф Мария Ольбрих и Густав Климт, Чарльз Макинтош и Арчибальд Нокс, Фёдор Шехтель и Лев Кекушев, Август Эндель и Герман Обрист, Рихард Римершмид и Михаил Эйзенштейн, Луис Доменек-и-Монтанер и Антонио Гауди, которые, в буквальном смысле, преобразили облик европейских городов и изменили культурный ландшафт, придав и тому, и другому – изящество и оригинальность.

Несмотря на приоритет принципа рукотворности в создании предметной и интерьерной среды, архитекторы и художники искали не только способы возрождения старинных традиций, но и внедряли инновационные материалы и технологии.

Курс рассчитан на широкую аудиторию, поддержан  мультимедийным форматом презентаций и состоит из 12 лекций:

  1. Ар нуво: бельгийский контекст.
  2. Ар нуво: парижский вариант.
  3. Ар нуво: школа Нанси.
  4. Modern Style: британский акцент
  5. Modern Style: Макинтош и Школа Глазго.
  6. Венский сецессион: «стиль квадрата».
  7. Югендстиль: немецкий контрапункт.
  8. Итальянский модерн: солнечное либерти.
  9. Каталонский модерн: фантастическая реальность.
  10. Русский модерн: мир искусства.
  11. Американский модерн: Тиффани и латинские вариации.
  12. Драгоценные камни: ювелирное искусство модерна.

Лектор – Елена Рубан, культуролог, преподаватель МАрхИ и ВШС

Стоимость — 500р.

Запись


Лекция 1. Ар нуво: бельгийский контекст — 29 января в 19-30

modern-new-01

Купол в особняке, построенном для Эдмонда ван Этвельде в 1898-1900 гг. архитектором– Виктором Орта.

Родоначальником ар нуво принято считать бельгийского архитектора Виктора Орта, который поставил под вопрос классическую ордерную архитектуру, предложив новый подход к формированию пространства, где каждый элемент – и конструктивный; и декоративный – подчинены единому художественному образу. Не только архитекторы и художники, но и критики практически сразу оценили уникальность новой стилистики ар нуво. «Сейчас в Брюсселе, — писал австрийский критик; искусствовед Людвиг Хевеши, — живет самый вдохновенный из современных архитекторов Виктор Орта. Его известности ровно шесть лет, она началась со строительства дома господина Тасселя на улице де Турин. Это один из первых известных современных домов, который так же подходит его владельцу, как безупречно скроенное платье. Дом очень прост и логичен. В нем ни малейшего подражания какому-либо историческому стилю. Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием».

О том, почему Брюссель в 1880–1890-х годах был центром художественной культуры Европы; как повлияло электричество на мир искусства; почему стекло и чугун стали любимыми материалами творчества бельгийцев; почему возник новый тип частной архитектуры – «дом для любителя искусств»; в чем особенности «свободной планировки»; о влиянии африканской культуры на новое искусство и работы Филиппа Вольферса; о том, какие шедевры Анри ван де Вельде, Виктора Орт, Поля Ханкара, Гюстава Стровене, Поля Коши, Гюстава Серрюзье-Бови вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО; — об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лектор – Елена Рубан, культуролог, преподаватель МАрхИ и ВШС

Стоимость — 500р.

Запись


Лекция 2. Ар нуво: парижский вариант  - 5 февраля в 19-30

modern-new-02

Вилла La Hublotière, 1896, архитектор — Гектор Гимар

26 декабря 1895 года в Париже открылась художественная галерея Зигфрида Бинга, в которой не только продавались произведения традиционного искусства Китая и Японии, но и выставлялись работы французских художников Огюста Родена,  Тулуз-Лотрека, Альфонса Легро,  Эдуарда Вуйяра, Шарля Конде и др. Интерьер галереи оформлял бельгийский архитектор Анри ван де Вельде, а витражи сделал американский художник Луис Тиффани. Называлось модное место Maison De L’Art Nouveau.

О том, как оберточная бумага повлияла на стилистику французского ар нуво; о путешествиях братьев Гонкур и работах Кацусика Хокусая;  почему выходы парижского метрополитена прозвали «порнографическими» и чей дом прозван «беспорядочным»; о значении флористического орнамента в синтезе искусств; о тандеме Жоржа Фуке и Альфонса Мухи;  – об этом и много другом мы поговорим на лекции.

Лектор – Елена Рубан, культуролог, преподаватель МАрхИ и ВШС

Стоимость — 500р.

Запись


Лекция 3. Ар нуво: школа Нанси — 12 февраля в 19-30

modern_ecole_de_nancy

Мебельная экспозиция в Музее школы Нанси.

Один из центров развития французского ар нуво — Нанси, небольшой город в Лотарингии, в котором Эмиль Галле основал стекольную фабрику. Это событие оказало заметное влияние на развитие региона в дальнейшем. В 1901 году был создан «Alliance provinciale des Industries d’Arts» («Местное объединение промышленных искусств»), в программу которого входило объединение традиций ручного труда и новых потребностей индустриального века.

О «прозрачном периоде» в творчестве Галле и разных техниках работы со стеклом — «лунный свет», мартеле и маркетри; об ажурных работах Виктора Пруве; о том,  почему вещи научились говорить на языке поэзии; о экстравагантных фантазиях братьев Дом и успешной маркетинговой политике бренда Daum; чем удивляли Анри Берже и Эжен Валлен; об экспериментах в мебельном производстве Луи Мажореля, а также об Эжене Корбене и музее школы Нанси; — обо всем этом мы поговорим на лекции.

Лектор – Елена Рубан, культуролог, преподаватель МАрхИ и ВШС

Стоимость — 500р.

Запись


 Лекция 4. Modern Style: британский акцент — 19 февраля в 19-30

modern_new_4

Джон Рёскин «Фрибург». Акварель. 1890-е.

Английский модерн отличается от общеевропейского. Викторианское общество определяло ритм и характеристики художественных изменений. Однако движение, связанное с деятельностью прерафаэлитов и эстетическим движением, получили максимальное развитие в руках талантливого Уильяма Морриса, который создал «Arts&Crafts» —  структуру, которая станет впоследствии образцовой для всего мирового художественного сообщества.

Об экспериментах британских архитекторов Филиппа Уэбба, Чарльза Войси и Хью Бэйли Скотта;  почему Red House стал пощёчиной общественному вкусу;  о кельтских корнях графических и дизайнерских работ Арчибальда Нокса; о том, почему «Павлинья  комната» вдохновила Обри Бердслея; о том, за что боролось общество «За высокохудожественную фотографию»; и какие принципы объединили живопись и фотографию; — об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лектор – Елена Рубан, культуролог, преподаватель МАрхИ и ВШС

Стоимость — 500р.

Запись


Лекция 5.  Modern Style: Макинтош и Школа Глазго — 26 февраля в 19-30

modern_new_5

Hill House, 1902-1904, архитектор – Чарльз Макинтош.

Ядром школы Глазго была «группа четырех» – Чарльз Макинтош, его друг Герберт Макнейр и сестры Макдональд. Эта группа создала неповторимый стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, проектировании мебели и графике, который получил признание в Европе и России, но вызывал отчаянные споры в Британии. Несмотря на то, что многие реализованные проекты школы Глазго погибли в горниле истории, остальные как, например, Школа Искусств Глазго (Glasgow School of Art), Хилл Хауз (Hill House), Школа на Скотланд-стрит (Scotland Street School), сейчас признаны выдающимися памятниками архитектуры.

О традициях сельского шотландского жилища и особенностях «баронского стиля»; о журнале Evergreen и влиянии кельтского искусства; об истории строительства здания для самой крупной Школы искусств в Глазго и структуре образования в стенах этого учреждения;  о проекте чайной комнаты на Ивовой улице; почему дети в Scotland Street School всегда ходили в сухих пальто;  и почему стулья Макинтош продаются за сто тысяч фунтов; как изменились чайные традиции и о  проекте «Чайных комнат», – об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лектор – Елена Рубан, культуролог, преподаватель МАрхИ и ВШС

Стоимость — 500р.

Запись


Лекция 6. Венский Сецессион и «стиль квадрата»  — 4 марта в 19-30

Здание Венского Сецессиона, 1897-1898 гг. , архитектор - Йозеф Мария Ольбрих

Здание Венского Сецессиона, 1897-1898 гг. , архитектор — Йозеф Мария Ольбрих

Венский Сецессион; возникший в 1897 году; объединил представителей австрийского «модерна» — Отто Вагнера; Йозефа Марии Ольбриха; Яна Котера; Йозефа Хоффманна; Макса Фабиани; Йоже Плечника; Павла Янака; Коломана Мозера; Губерта Гесснера; Альфреда Роллера; Эгона Шиле; Густава Климта и многих других замечательных архитекторов и художников. Один из основателей назвал этот стиль — «стилем практической полезности»; в котором яркая выразительная художественная форма соединилась с подчеркнутой функциональностью; а геометрическая ясность с лаконичной декоративностью.

Об особенностях Венского сецессиона; который получил проработку; практически; во всех видах искусства – от архитектуры до графики; о Венских мастерских и реформировании художественных ремёсел; о значимости трибуны Сецессиона — журнала «Ver Sacrum»; знаковых и малоизвестных работах сецессионистов; о том; почему вагнеровская школа повлияла на формировании петербургского и московского «модерна» — об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лектор – Елена Рубан, культуролог, преподаватель МАрхИ и ВШС

Стоимость — 500р.

Запись


Лекция 7. Югендстиль: немецкий контрапункт  — 11 марта в 19-30

modern-new-05

Угольная шахта Zeche Zollern в Дортмунде; 1904, архитектор — Пауль Кноббе

Журнал Jugend пользовался большой популярностью и в Германии; и за рубежом. Его издатель Георг Гирт стремился не только объединить баварских, немецких и австрийских архитекторов и художников, но и сотрудничал с русскими — Константином Сомовым, Иваном Билибиным, Львом Бакстом. Успех мюнхенского издания был столь велик; что по его образцу были созданы  и «Мир искусства», и «Золотое руно».

Почему югендстиль получил развитие больше в Мюнхене, Дармштадте и Веймаре, но не в Берлине; какие проекты Петера Беренса, Рихарда Римершмидта,  Пауля Бруно,  Бернхарда Панкока, Германа Обриста и Отто Экмана вошли в сокровищницу европейского модерна; почему Франца фон Штука называли «королем художников»; почему типографский станок стал символом эпохи; как повлияла японская каллиграфия на формирование выразительного языка стиля; ­- об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лектор – Елена Рубан, культуролог, преподаватель МАрхИ и ВШС

Стоимость — 500р.

Запись


 Лекция 8. Итальянский модерн: солнечное либерти  — 18 марта в 19-30

modern-new-06

Вилла Руджери, 1904-1908, архитектор — Джузеппе Брега

Чтобы помочь посетителям английского модного магазина Liberty сориентироваться в запутанной планировке здания, в 1970 году был издан специальный буклет «Как не потеряться в «Либерти»!». Действительно, во все времена, начиная с его открытия в 1875 году, здесь было, на что посмотреть и где заблудиться! Особенных успехов достигло миланское отделение торгового дома «Либерти», и со временем целое направление в итальянском искусстве стало носить это имя.

Почему Карло Бугатти считали «восточным романтиком»; чем отличалась Международная выставка в Турина от европейских сессий;  как улитки определили форму комнаты; какие принципы стали основополагающими при проектировании квартала Джино Коппеде;  о чем мечтали Сегантини Джованни, Галилео Кини и Антонио Сант-Элиа, и в чем особенность «Новых устремлений»;  — об этом мы поговорим на лекции.

Лектор – Елена Рубан, культуролог, преподаватель МАрхИ и ВШС

Стоимость — 500р.

Запись


Лекция 9. Каталонский модерн: фантастическая реальность  — 25 марта в 19-30

modern-new-07

Дом каталонской музыки. 1908, архитектор — Луис Доменек-и-Монтанер

Произведения двух замечательных архитекторов — Луиса Доменека-и-Монтанера и Антонио Гауди-и-Корнета — удостоены чести быть в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Сейчас уже кажется странным, что вплоть до 1960-х годов в Европе, России и Америке мало кто уделял необходимое внимание этим мастерам, хотя Замок трех драконов, Дворец каталонской музыки, дом Лео Морена, парк Гуэля  или Храм Святого семейства будили воображение местных художников.

Почему 1956 год стал переломным в оценке творчества Гауди; в чем выражается вернакулярность каталонского модерна;  что придумал Жузеп-Мария Жужоль-и-Жиберт для парка Гуэля;  что обсуждали художники Рамон Касас, Сантьяго Русиньоль, Хоакин Суньер, Ерменехильдо Англада Камараса, Жоан Бруль, Рикард Канальс, Хавьер Госе, Хосе Мария Серт, Мигель Утрильо в барселонском кафе «Четыре кота»; в чем особенность каталонского символизма; что такое тренкадис; как дальше развивалась органическая архитектура и случится ли канонизация Гауди; – об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лектор – Елена Рубан, культуролог, преподаватель МАрхИ и ВШС

Стоимость — 500р.

Запись


Лекция 10. Русский модерн: мир искусства — 1 апреля в 19-30

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Дом приемов МИД на Спиридоновке, 1898, архитектор — Федор Шехтель

При всей определенности художественных тенденций искусство модерна не было монолитным, поиски шли в разных направлениях. Однако можно без особого труда составить перечень русских мастеров, творчество которых определило оригинальное здание этого стиля. Виктор Васнецов и Михаил Врубель, Михаил Нестеров и Виктор Борисов-Мусатов, Василий Поленов и Иван Билибин, Фёдор Шехтель и Лев Кекушев, Федор Лидваль и Николай Васильев, Павел Овчинников и Иван Хлебников создали новый прекрасный, чарующий мир, в котором грань между высоким искусством и прозаичными бытовыми вещами были стерты.

В чем особенности эстетической программы «Мира искусства»; почему в Париже гремели «Русские сезоны» ; какие принципы определили работу мастерских в Абрамцево и Талашкино; почему на московскую «Выставку архитектуры и художественной промышленности нового стиля» приехали Йозеф Мария Ольбрих, Петер Беренс и Чарльз Макинтош; чем отличались орнаменты Прохоровской Трехгорной мануфактуры, и почему критики называли модерн «чухонским» ; — об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лектор – Елена Рубан, культуролог, преподаватель МАрхИ и ВШС

Стоимость — 500р.

Запись


Лекция 11. Американский модерн: тиффани и латинские вариации  - 8 апреля в 19-30

modern_new_11

Самый большой витраж Луиса Тиффани в культурном центре в Чикаго. 1897г

Луис Тиффани получал заказы от нью-йоркского богача Генри Хэвемайера, промышленного магната Эндрю Карнеги, мультимиллионера Корнелиусу Вандербильта, писателя Марка Твена и американского президента Честера Алана Артура. Тиффани не только блистательно продолжил семейное дело, но и дал имя целому направлению, объединив вокруг себя талантливых архитекторов и художников, которые стремились выразить дух нового стиля.

О влиянии исламского искусства на американский модерн;  об интерьерах Белого дома в Вашингтоне и стеклянной часовне в Чикаго;  о цитадели Самуэля Клеменса в Хартворде;  о работах Джона ла Фаржа и Огастеса Сент-Годенса;  о Джорже Артуре Нэше и разработке стекла фавриль;  об инновационном сплаве пчелиного воска и олова;  о собственном доме Тиффани в Оустер-Бэй и отеле Four Seasons;  об экспонатах Morse Gallery of Art и Chrysler Museum; о развитии компания Tiffany в тандеме с Паломой Пикассо;  — об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лектор – Елена Рубан, культуролог, преподаватель МАрхИ и ВШС

Стоимость — 500р.

Запись


Лекция 12. Драгоценные камни: ювелирное искусство модерна - 15 апреля в 19-30

modern_new_12

Рене Лалик. Шпилька для волос «Мак», 1903г.

Благодаря таланту блистательных художников – Анри Веве и Эжена Грассе, Жоржа Фуке и Альфонса Мухи, Люсьена Гайара и Рене Лалика, Люсьена Готре и Филиппа Вольферса, Карла Фаберже и Павла Овчинникова, Арчибальда Нокса и Ивана Чичелева, Луиса Масриера-и-Розеса и многих других, – ювелирное дело вышло на авансцену «высокого штиля».  На рубеже XIX-XX вв. ювелиры смело экспериментировали с разными материалами. Опал и жемчуг, лунный камень и халцедон, турмалин и аметист, топаз и зеленый гранат, хризопраз и жемчуг приобрели столь же высокий статус, как и традиционные бриллианты, сапфиры и рубины. Появлялись новые технологии и возрождались старые техники – клуазоне, шамплеве, плик-а-жур, пат-де-вер, гильош. Всё это расширило диапазон выразительных средств стиля модерн и способствовало формированию новых ценностей.

Почему ботаника стала самой изучаемой областью в ювелирном искусстве; какие изменения в моде привели к возникновению новых типов украшений; кто научился культивировать жемчуг и выращивать искусственные рубины и сапфиры; как национальные традиции влияли на стилистику европейский ювелирных домов; какие полудрагоценные камни и необычные экзотические материалы (янтарь, панцирь черепахи, слоновая кость, малахит)  использовали мастера модерна; какое значение имела Всемирная выставка в Париже 1900-го года в развитии ювелирного дела; – об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лектор – Елена Рубан, культуролог, преподаватель МАрхИ и ВШС

Стоимость — 500р.

Запись


Запись

Стоимость — 500р.

Внимание! Стандартные абонементы не работают на этот курс!

Оплатить сейчас — 

Имя:
email:
Robokassa

Сообщите нам, что придете
Tagged with:
 

One Response to Цикл лекций «Модерн: стиль эпохи»

  1. Дарья:

    500 руб.?

    4500 руб. за курс? Не потяну, а так хотелось послушать!

    Сделали бы хотя бы по 300 руб, больше бы человек пришло, а конечная сумма была бы такая же…

    Жаль!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>