Слово «диспут» происходит от латинского глагола disputare, имеющего значения «спорить», «рассуждать», «исследовать». В средневековых университетах disputatio (диспут) и lectio (лекция) были основными методами преподавания философии. В ходе лекций учащиеся получали новые знания, а диспуты позволяли им оттачивать технику научной дискуссии, способность правильно формулировать и отстаивать собственную точку зрения.
Почему диспут так важен в философии? Дело в том, что живая философская мысль всегда имеет диалектическую структуру. Недаром одним из главных памятников античной философии считаются диалоги Платона. Участники свободной полемики не только оттачивают мастерство аргументации и проверяют на прочность собственные взгляды и суждения – порою в ходе дискуссии рождаются блестящие идеи и глубокие концепции.
Философские диспуты в ПУНКТУМе – это экспериментальный формат семинаров, позволяющий поклонникам философии, а также всем желающим:
Приглашаем всех желающих принять участие в наших философских диспутах. Главное условие – максимальное толерантность и уважение ко всем участникам дискуссии. Помните, мы обсуждаем не людей, а различные точки зрения. Поэтому каждый участник должен руководствоваться принципом, сформулированным Вольтером: «Думайте сами и позволяйте думать другим».
Чтобы наши дискуссии были интересны и продуктивны, рекомендуем всем участникам ознакомиться с основами теории аргументации, представленными в публичном видео курсе А.Л. Никифорова: http://iph.ras.ru/page21339167.htm
Темы для обсуждения:
Материалы для ознакомления:
1. Л.Е. Гринин. Роль личности в истории: история и теория вопроса: http://www.socionauki.ru/journal/articles/138062/
2. Н. Бердяев. О рабстве и свободе человека: http://www.vehi.net/berdyaev/rabstvo/032b.html
3. X. Арендт. Начала тоталитаризма: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Hrestom/38.php
4. С. Ньюман. Война с Государством: Анархизм Штирнера и Делёза: http://avtonom.org/pages/soul-nyuman-voyna-s-gosudarstvom-anarhizm-shtirnera-i-delyoza
5. Е. Просвирин. Почему индивидуализм — сила, а коллективизм — могила: http://sputnikipogrom.com/society/32610/death-by-collectivism/#.VVWmiY53O6n
Ведущий — Андрей Гасилин — магистрант философского факультета РГГУ. Сфера научных интересов — французская экзистенциальная философия, экзистенциализм Ж.-П. Сартра. Журналист, автор статей в нескольких электронных изданиях (cablook.com, argumentiru.com)
Материалы для ознакомления:
1. Е. Брызгалина. Компетентностный подход в системе образования:
http://postnauka.ru/video/40278
2. А. Фурсов. ВУЗы готовят маринеток: http://www.russia.ru/video/fursovsistema/
3. Культурная революция: У нашего образования нет цели:
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20862/episode_id/1183069
4. Г.Б. Лобастов. Э.В. Ильвенков: философия и педогогика:
http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1123&Itemid=52
5. В. Библер. Основы программы «Школы диалога культур»:
http://www.culturedialogue.org/drupal/ru/node/2124
Ведущий — Андрей Гасилин — магистрант философского факультета РГГУ. Сфера научных интересов — французская экзистенциальная философия, экзистенциализм Ж.-П. Сартра. Журналист, автор статей в нескольких электронных изданиях (cablook.com, argumentiru.com)
Темы для обсуждения:
Материалы для ознакомления:
Основные источники:
Темы для обсуждения:
Материалы для ознакомления:
Темы для обсуждения:
Выгоды и риски виртуальной реальности.
Онтология «Матрицы».
Эпистемологические проблемы вокруг Искусственного Интеллекта.
Киберпанк: литературная антиутопия или политическая программа.
Идеология экологического движения.
Энвайронментализм: за и против.
Материалы для ознакомления:
Основные источники:
Понятие «Виртуальности» в Новой философской энциклопедии: http://iph.ras.ru/elib/0628.html
C.С. Хоружий. К антропологической модели третьего тысячелетия: http://iph.ras.ru/page51136777.htm
Стив Возняк присоединился к противникам искусственного интеллекта: http://neuronus.com/news-tech/930-stiv-voznyak-prisoedinilsya-k-protivnikam-iskusstvennogo-intellekta.html
Киберпанк: рождение/развитие/смерть: http://www.mirf.ru/Articles/print188.html
Назад к природе, или Способ сбежать от цивилизации в экопоселения:
http://top.rbc.ru/economics/18/03/2013/849533.shtml
М. Крайтон. Отказаться от религии энвайронментализма: http://www.mhts.ru/BIBLIO/Articles/M_Crichton.htm
Дополнительные источники:
Ж. Бодрийяр. Симулякры и симуляция: http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml
Темы для обсуждения:
Сущность человека в контексте биоэтики: человек, сверхчеловек, недочеловек.
Этические основания евгеники и генной инженерии.
Проблема эвтаназии.
Клонирование человека: за и против.
Философские основания трансгуманизма.
Перспективы иммортализма.
Материалы для ознакомления:
Тищенко П.Д. Что такое биоэтика? (http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/tish_bioeth.html)
Хрусталёв Ю.М. Основы биоэтики (http://wpf-unesco.org/rus/univer/khr/khr-01.htm)
Академик Вячеслав Степин: станет ли человек промежуточным звеном на пути к другой мыслящей субстанции? (https://archive.today/20130416230943/www.izvestia.ru/science/article3130345/#selection-507.0-507.102)
М.В. Соловьёв. Научный иммортализм и перспектива физического бессмертия. (http://transhuman.ru/biblioteka/immortalizm/nauchnyi-immortalizm-i-pe)
Фут Ф. Эвтаназия (http://ec-dejavu.ru/e/Euthanasia.html)
Добавить комментарий