fbpx


Курс лекций — Два века ювелирного искусства: расцвет и закат Российской Империи


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться
uvelir-00
Болин К. Парюра Цветок лотоса. 1874

Аграф, фермуар, шатлен, фероньерка, бандо, тиара, диадема, склаваж.… Эти названия завораживают и интригуют. Но подчас мы имеем лишь смутное представление о том, что это такое.  Авторский курс искусствоведа и историка костюма Натальи Виноградовой, посвященный русскому ювелирному искусству XVIII –XIX веков, поможет вам разобраться в истории и тонкостях этого вида искусства. Вы узнаете не только о разных формах и типах украшений и их стилистике: они предстанут перед вами на фоне удивительных переплетений эпох и судеб, взглядов и симпатий, политики и культуры.

Лектор:

Виноградова Наталья

  • Искусствовед, историк костюма
  • Научный сотрудник Государственного исторического музея, хранитель фонда украшений и бижутерии XVII – XX веков
  • Аспирант Государственного института искусствознания

Стоимость:

Стоимость посещения 1 лекции — 400р.
Студентам и школьникам — скидка 50% (при предъявлении школьной карты или студенческого билета)
На курс лекций действуют стандартные абонементы Пунктума 

Курс состоит из 7 лекций:

  1. Полифония стилей петровского времени
  2. «Немецкое» барокко Анны Иоанновны и рококо «веселой Елисавет»
  3. «Бриллиантовый век». Эпоха Екатерины II
  4. «Дней Александровых прекрасное начало»
  5. Череда исторических стилей
  6. Блестящий закат Империи. Под знаком декаданса
  7. Мир ювелирных украшений мужчины. От петиметра к денди-эстету

Лекция 1. Полифония стилей петровского времени — 24 сентября в 19-30

uvelir-01
Перстень с миниатюрным портретом Петра I под розовым бриллиантом. Начало XVIII в.

Лекция будет посвящена очень сложному и неоднозначному периоду в истории русских ювелирных украшений в России —  началу XVIII века. Именно в это время были заложены основы будущего великолепия русского ювелирного искусства. Это была эпоха великих преобразований Петра I, целью которых являлась модернизация страны. Частью этих реформ были и указы, касающиеся одежды, внешнего облика. За очень короткий срок, фактически за несколько лет, происходит отказ от сложившегося веками традиционного костюма со всем его ювелирным обрамлением. Ему на смену приходит новый европейский костюм, а вместе с ним и новые ювелирные украшения. В результате полностью изменятся как стиль и способ использования украшений, так и сама организация ювелирного дела…

На лекции слушатели узнают, каким образом происходило внедрение и привыкание к новой моде, какие украшения появились, в чем было их своеобразие и принципиальное отличие от  допетровских, где и как их носили.

Рассказ будет сопровождаться большим количеством иллюстративного материала.

Лекция 2. «Немецкое» барокко Анны Иоановны и рококо «веселой Елисавет» — 1 октября в 19-30

uvelir-02
Эгрет-фонтан. 1750-е гг.

Эта лекция станет продолжением предыдущей, посвященной ювелирным украшениям петровского времени. Разговор пойдет о том, как постепенно происходит ассимиляция новых веяний, каким образом они внедряются и смешиваются с традиционными воззрениями, и как русское ювелирное искусство образует новую европейскую линию национальной культуры. Лекция будет разделена на две части. Первая – ювелирные украшения времени Анны Иоанновны, вторая – времени Елизаветы Петровны. Две эпохи – два совершенно разных подхода к ювелирным изделиям. Украшения аннинской эпохи — тяжеловесные, ориентированные на немецкие образцы, они как нельзя лучше соотносятся с внешним обликом, вкусом и характером самой императрицы. В то время как украшения живой и веселой Елизаветы Петровны, которую некогда готовили в невесты Людовика XV, утонченные, сделанные во французском вкусе, капризно-изогнутых очертаний. Их сравнение позволит слушателям глубже понять своеобразие ювелирного искусства этих двух периодов.

Лекция 3. «Бриллиантовый век». Эпоха Екатерины II — 8 октября в 19-30

uvelir-03
Шифр с вензелем Екатерины II. 1770-1780 гг.

На лекции речь пойдет о ювелирных украшениях времени правления Екатерины II. Эту эпоху по праву можно назвать «бриллиантовым веком» — серьги, пряжки для башмаков и поясов, запонки, пуговицы, табакерки – все покрывается россыпью бриллиантов. Но одновременно с этой тенденцией нарастает другая, совершенно новая, связанная с появлением в русской культуре XVIII века стилистики сентиментализма. Возникают украшения, указывающие не на статус или богатство, а рассчитанные на созерцательное к ним отношение. Они были призваны иллюстрировать чувства грусти, скорби, любви. В результате чего появляются  изделия, созданные из простых поделочных камней и  из таких необычных материалов как чугун, сталь и даже человеческие волосы! Поговорим мы и об увлечении в это время античностью, и связанной с этим модой на украшения с резными камнями.

Особое внимание будет уделено вопросу ношения ювелирных украшений и этикету.

Как всегда лекцию будет сопровождать  большое количество иллюстративного материала.

Лекция 4. «Дней Александровых прекрасное начало» — 6 ноября в 19-30 

uvelir-04
Большая бриллиантовая диадема Елизаветы Алексеевны. Ок. 1810 г.

Мы поговорим о ювелирных украшениях первой четверти XIX века – времени монументального и величественного стиля ампир. В это время украшения приобретают геометрическую лаконичность и строгость. Помимо не выходящих из моды бриллиантов,  возрастает интерес к цветным камням — рубинам, изумрудам, сапфирам.

Увлечение античностью, которое возникло еще в конце XVIII века, достигло невиданных ранее масштабов. Исчезают фижмы и сложные парики, в моду входят платья с высокой талией и простые прически «à la grecque». Еще большее распространение, чем в предыдущую эпоху, получают инталии и камеи (подчас действительно античного происхождения), ведь они были не просто модным аксессуаром, а элементом, который  позволял их владельцу почувствовать себя ближе к обожаемой эпохе. Эти резные камни вставляют в самые разные украшения: диадемы, пряжки, ожерелья, серьги, браслеты, пояса, кольца… Получают распространение и украшения из римской мозаики с сюжетами на античные темы и видами древнеримских сооружений.

Лекция 5. Череда исторических стилей — 13 ноября в 19-30

uvelir-05
Браслет. Вторая четверть XIX в.

В 1895 году корреспондент петербургского «Художественно-ремесленного журнала» отмечал, что XIX век «не сумел создать себе своего стиля, и ему, волей-неволей приходится подражать старым образцам и стилям, которые на время являются модными и преобладающими». Именно этим историческим стилям, господствующим на протяжении почти всего XIX века, будет посвящена данная лекция. Слушатели вместе с лектором увидят как в калейдоскопе разнообразные стили эпохи историзма — от неоготического до неорусского.

Сначала будет рассказано о ювелирном искусстве 1820-1850-ходов, так называемом “романтическом историзме”, — периоде зарождения и первого этапа развития исторических стилей. Слушатели погрузятся в эпоху императора Николая I, на примере ювелирного искусства узнают о вкусах  и исторических идеалах этого периода. Во второй части лекции будет освещен следующий, наиболее экстравагантный этап историзма 1860-1880-х годов. В этот период мастера почти с документальной точностью стремятся воссоздать украшения прошедших эпох, ищут секреты утерянных техник, а разгадав, доводят их до совершенства и виртуозности… Сами же украшения все больше начинают приобретают невиданную ранее усложненность и вычурность, так соответствующую, однако, костюмам и прическам.

Лекция 6. Блестящий закат Империи. Под знаком  декаданса — 27 ноября в 19-30

uvelir-06
Кехли Ф. Тиара. Начало XX в.

Лекция будет посвящена последнему периоду в истории ювелирного искусства Российской Империи. Роскошь и великолепие царского двора достигло в тот период невиданного размаха, однако ощущение приближающейся трагедии революции уже витало в воздухе. Господствующий в это время декаданс эпохи модерн диктовал совершенно особую, несколько болезненную, но в то же время утонченную эстетику. Атмосфера эпохи была пронизана холодностью и мистицизмом, ароматами востока и экзотики. Все это находило прямое отражение в ювелирном искусстве… Традиционные природные мотивы постепенно теряют свою натуралистичность и творчески переосмысляются, приобретая причудливые и фантастические формы. Для изготовления ювелирных изделий наравне с бриллиантами и другими драгоценными камнями используются такие материалы как стеклянная паста, эмаль, лунный камень, выбор которых подчеркивал художественную ценность изделия, а не их стоимость.

Кроме того, слушатели узнают историю таких легендарных фирм, как фирмы Болина и Фаберже.

Лекция 7. Мир ювелирных украшений мужчины. От петиметра к денди-эстету.

brilliant-08
Булавка для галстука. Начало XX века

В предыдущих лекциях преимущественно рассматривались украшения, которые носили женщины, последняя же лекция этого цикла будет посвящена ювелирным изделиям, созданным для мужчин. Долгое время тема мужской элегантности оставалась в тени интереса к женской моде, а о мужских украшениях не принято было говорить. Однако в мужской моде, возможно, даже больше, чем в женской, мы встречаемся с умением блистать, вниманием к украшениям и аксессуарам. Мы поговорим о модниках XVIII  и XIX столетий, их взглядах и манерах, их предпочтениях в выборе аксессуаров и драгоценностей. Сначала наш разговор пойдет о XVIII веке, времени, когда мужская мода отличалась особой роскошью и яркостью, а количество украшений на платье щеголя могло подчас превосходить количество драгоценностей дамы. Далее мы остановимся на мужских украшениях XIX века, эпохи моды на сдержанный и строгий стиль британских денди. Завершится лекция рассказом о рубеже XIX-XX веков, последнем и, может быть, самом ярком периоде в истории мужской моды и украшений – периоде, когда идеалом модника становится образ утонченного и изысканного эстета.

Лектор:

Виноградова Наталья
Виноградова Наталья

Виноградова Наталья

  • Искусствовед, историк костюма
  • Научный сотрудник Государственного исторического музея, хранитель фонда украшений и бижутерии XVII – XX веков
  • Аспирант Государственного института искусствознания

Стоимость:

Стоимость посещения 1 лекции — 400р.
Студентам и школьникам — скидка 50% (при предъявлении школьной карты или студенческого билета)
На курс лекций действуют стандартные абонементы Пунктума 

Оплатить одно занятие — 400р:

[rk_button sku=»2603151155″ description=»Два века ювелирного искусства: расцвет и закат Российской Империи» price=»400″]

Запись

по телефону: +7 910 478 65 54 

или через форму ниже:

Подпишитесь на нашу рассылку

 


Комментарии

cream creambath

Selain kemoterapi perawatan rambut rontok, salah satu pengobatan alami lainnya untuk rambut rontok Anda adalah penggunaan wig rambut alami . Benjolan ini kemudian membentuk bekas luka dan mengakibatkan hilangnya rambut permanen . Di sisi lain, krim hair removal dan alat cukur meningkatkan frekuensi pertumbuhan rambut .

Ответить

Добавить комментарий для cream creambath Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*