fbpx


Авторский курс Андрея Гасилина — Философия субъекта от Платона до Фуко


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Лекция I. Истоки субъективности в античной философии — 24 марта в 19-30

arch_sub-01

Слова «личность», «персона», «субъект» – постоянные гости в нашем повседневном словаре. Эти понятия настолько фундаментальны, что нам чрезвычайно трудно даже представить себе культурные реалии, в которых бы они отсутствовали. А ведь все эти концепции – специфический продукт европейской мысли, чуждый традиционным восточным культурам. И даже в поздней античности мы обнаруживаем только робкие зачатки этих важнейших идей, определяющих саму атмосферу Нового времени.

Наша первая встреча будет посвящена истокам концепции субъективности в различных школах античной философии. Мы рассмотрим зарождение проблемы свободной воли у Платона, обсудим особую роль атомов Эпикура в формировании понятия личности, поговорим о концепции энтелехии у Аристотеля.

Материалом для нас послужат:

  • Платон. Государство. — СПб. : Наука, 2005. — 570 с.
  • Лосев А.Ф. История античной эстетики : Аристотель и поздняя классика. — М. : АСТ : Фолио, 2000. — 878 с.
  • Диоген Л. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М. : Мысль, 1998. — 570 с.

 

Лекция II.  Исповедь Августина и рождение личности —

31 марта в 19-30

arch_sub-02
Эпоха ранней патристики является уникальным источником оригинальных концепций, определивших европейской мировоззрение на многие века. Одним из важнейших открытий этого времени стало изобретение самого понятия личности – «индивидуальной субстанции разумной природы» (Северин Боэций). Переосмыслив римскую юридическую концепцию персоны, отцы церкви наделили человека свободной волей, сделав его полноценным игроком во всемирной Драме Истории.

В этот раз мы рассмотрим основные особенности христианского понимания личности, обсудим различные толкования свободы воли в сочинениях Блаженного Августина, Северина Боэция и Лоренцо Валлы, поговорим о роли жизнеописаний и смысле линейной Истории в становлении европейской субъективности.

Материалом для нас послужат:

  • Августин А. Исповедь. — СПб. : Азбука, 2011. — 391 с.
  • Боэций С. Утешение философией и другие трактаты. – М. : Наука, 1990. – 416 с. – (Памятники философской мысли)
  • Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М.: Наука, 1989. – 477 с.

Лекция III.  Бог философов и пубертат субъективности — 11 апреля в 15-00

arch_sub-03
Возникшая в лоне христианской философии и воспитанная средневековыми схоластами, в эпоху Ренессанса субъективность вступает в период взросления. Меняется отношение человека к Богу: на смену антропоморфного Творца, безжалостно карающего грешников и милостиво награждающего праведников, приходит величественный и абстрактный Бог философов. Человек, почувствовав тягу к автономии, восстаёт против церковных авторитетов и затевает гигантскую авантюру Науки, призванную осветить светом Разума все тайны Мира.

Наша очередная встреча будет посвящена философии Нового времени и господствующему в ней духу эмансипации субъективности. Мы поговорим о революционной роли картезианского Cogito, проникнем в суть субъект-объектной оппозиции, обсудим значение деизма в ходе формирования новой модели субъективности.

Материалом для нас послужат:

  • Декарт Р. Разыскание истины. — СПб. : Азбука, 2000. — 284 с.
  • Спиноза Б. Этика . — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 347 с.
  • Вольтер Ф. М. Философские повести. Философские письма. Статьи из «Философского словаря» . — М. : АСТ : НФ «Пушкинская б-ка», 2005. — 748 с.

Лекция IV.  Просвещение – возраст зрелости — 18 апреля в 15-00

arch_sub-04
«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.» (И. Кант)

В XVIII веке европейское человечество переживает очередной кризис взросления, в ходе которого полностью переосмысливается роль и смысл государственной власти, принципы устройства общества, а также место в нём религиозных институтов. Проект энциклопедистов и «Критика чистого разума» знаменуют замыкание субъекта на самом себе и вынесение Бога за скобки его повседневной реальности и насущных задач.

Этот вечер мы проведём в беседе об эпохе Просвещения, представляющей собой новый этап формирования европейской субъективности. Мы обсудим отношение к Богу в философии Канта, поговорим о различных трактовках гегелевского Мирового Духа, а также рассмотрим реакцию религиозного сознания на философский логоцентризм.

Материалом для нас послужат:

  • Кант И. Ответ на вопрос «Что такое просвещение?» // Сочинения в 6 томах: Том 6. – М. : Мысль, 1966. — С. 25-37.
  • Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа : Пер. с нем. — : Наука, 2000. — 495 с.
  • Кьеркегор С. Страх и трепет. — М. : Терра, Кн. клуб : Республика, 1998. — 382 с.

Лекция V.  Смерть Отца и мифология сверхчеловека — 25 апреля в 15-00

arch_sub-05
Ницшеанское провозглашение смерти Бога, шокировавшее и возмутившее многих современников, знаменует начало нового этапа европейской субъективности – отказа от абсолютных систем координат и возврат к софистическому лозунгу «человек – мера всех вещей». Субъект в полной мере осознаёт своё тотальное одиночество во Вселенной и вынужден искать смысла в ситуации полной бессмыслицы, обосновывать царство человека, в котором он сам выступает в роли последней инстанции и высшего законодателя. Конец XIX века – эпоха бунтующего человека и тотального нигилизма, когда революционная воля к свободе берёт верх над христианской свободой воли.

Этот вечер мы посвятим обсуждению различных интерпретаций нигилизма, рассмотрим антропологию Фейербаха и его взгляд на роль религиозного сознания в истории человечества, попытаемся увидеть в социализме разновидность секулярной религии. Нашей основной задачей будет понять, как в условиях утраченного смысла субъект сохраняет собственную целостность и, лишённый божественной поддержки, берёт на себя роль Творца.

Материалом для нас послужат:

  • Ницше Ф. По ту сторону добра и зла : прелюдия к философии будущего. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 236 с.
  • Фейербах Л. Сущность христианства. — М. : Мысль, 1965. — 414 с.

Лекция VI. Французский постструктурализм и деконструкция субъекта

 — 2 мая в 15-00

arch_sub-06
Антропо-экзистенциальный поворот начала XX века был трудным процессом формирования новых ценностей, основанных на постижении бытийного статуса человека, анализе пограничных форм опыта и исследовании полей интерсубъективности. Однако новые поколение философов делает объектом критики саму субъект-центричную логику, атакуя основанную на ней иерархическую структуру властных отношений.

В этот раз мы обсудим глобальный проект Мишеля Фуко по исследованию генеалогии новоевропейского субъекта, попытаемся понять, зачем Ролану Барту понадобилось «убивать автора», рассмотрим общие положения критики современного общества, предложенной представителями французской левой мысли. Подводя итоги нашего курса, попытаемся ответить на вопрос: кто в наше время является субъектом Истории?

Материалом для нас послужат:

  • Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М., 1994 — С. 384-391.
  • Фуко М. Герменевтика субъекта. — СПб. : Наука, 2007. — 676 с.
  • Делёз Ж. Анти-Эдип : Капитализм и шизофрения. – Екатеринбург : У-Фактория, 2008. — 672 с.

Лектор — Андрей Гасилин

Стоимость — 400р.

Оплатить сейчас — [rk_button sku=»1702150206″ price=»400″ description=»Философия субъекта от Платона до Фуко»]

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*