fbpx


Авторский курс Андрея Гасилина  Критика монологического разума в философии XX века


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Критика монологического разума

Содержание курса:

I лекция : Культурный плюрализм Освальда Шпенглера (90 мин.)

II лекция : Концепция научных революций Томаса Куна (90 мин.)

III лекция : Эпистемологический анархизм Поля Фейерабенда (90 мин.)

IV лекция : Теория эпистем Мишеля Фуко (90 мин.)

Аннотации к лекциям:

Лекция I : Культурный плюрализм Освальда Шпенглера 24 февраля в 19-30

Критика монологического разума. Лекция I

Каждый человек произрастает на почве культуры. Культура же питается жизненной энергией своих лучших представителей. В этом симбиозе человек обретает подобие бессмертия, преодолевая ограниченность биологической жизни и продолжая своё существование в пространстве культуры. Но настоящее ли это бессмертие? Не грозят ли упадок и гибель самой культуре.

Нашу первую встречу мы посвятим философии культуры Освальда Шпенглера. Поговорим о его эпохальном труде «Закат Европы». Обсудим, чем культура отличается от цивилизации. Узнаем, какие культуры, по мнению Шпенглера, сыграли важную роль в истории человечества, а какие только готовятся выйти на мировую арену.

Что лежит в основе концепции мультикультурализма? Возможен ли диалог культур? Случилось ли преодоление европоцентризма? Какова роль русско-сибирской культуры в мировой истории? Эти и другие вопросы помогут нам рассмотреть культурно-исторические аспекты критики монологического разума в философии XX века.

Материалом для нас послужат:

  • Шпенглер О. Закат Европы // Социология власти. — 2010. — N 6. — С. 226-236.
  • Тойнби А. Постижение истории : избранное — М. : Айрис-пресс, 2004. — 637 с.

Лекция II :  Концепция научных революций Томаса Куна 3 марта в 19-30

Критика монологического разума. Лекция II

Мы привыкли считать, что с момента своего зарождения Наука развивается последовательно: каждое новое поколение учёных совершенствует наше понимание мира и исправляет ошибки предшественников. Но так ли это? Не лежат ли в основе научных исследований XVII и XXI веков принципиально разные типы рациональности, не позволяющие мыслить науку Нового времени в современных категориях?

Эта беседа будет посвящена историко-эволюционистскому подходу американского исследователя Томаса Куна и его знаменитой книге «Структура научных революций», вызвавшей в 60-е годы прошлого века бурную реакцию в научном сообществе. Мы рассмотрим различные типы научной рациональности, обсудим роль социальных связей в научном исследовании и узнаем, что такое парадигмы.

Какова логика научной революции? Почему наука развивается дискретно, а не линейно? Имеет ли смысл погоня за вечными истинами? Влияет ли конкуренция учёных на развитие науки? Эти и другие темы помогут нам понять, какие формы принимает критика монологического разума в рамках научного познания.

Материалом для нас послужит:

  • Кун Т. Структура научных революций. — М. : АСТ, 2009. — 317 с.

Лекция III : Эпистемологический анархизм Поля Фейерабенда  10 марта в 19-30

Критика монологического разума. Лекция III

Каждый из нас имеет примерное представление об анархизме в рамках политической идеологии – хотя бы на уровне символики и расхожих лозунгов. Но что имеется в виду, когда речь идёт об эпистемологическом анархизме? Может быть это движение за ниспровержение научных авторитетов? Или борьба за свободу учёных от контроля со стороны государства?

Этот вечер мы посвятим обсуждению учения Поля Фейерабенда, выступившего против традиционного разделения «научных» и «ненаучных» методов и предложившего новые критерии оценки научных теорий. Мы рассмотрим принципиальное различие в познавательной структуре различных социумов. Обсудим критику Фейерабендом классической научной методологии. Узнаем, почему он был противником корпоративной структуры научного сообщества.

Должно ли общество контролировать работу учёных или можно предоставить их самим себе? Следует ли предпочесть эволюционизм креационизму? Может ли учёный использовать в продвижении своей теории политические методы? Обо всём этом мы поговорим в рамках нашего исследования критики монологического разума в рамках философии науки.

Материалом для нас послужат:

  • Фейерабенд П. Против методологического принуждения : Очерк анархистской теории познания. — Благовещенск : БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. — 352 с.
  • Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. — М. : Прогресс, 1986. — 543 с.

Лекция IV : Теория эпистем Мишеля Фуко 17 марта в 19-30

Критика монологического разума. Лекция IV

В постмодернистской оптике словосочетание «объективное знание» теряет свой смысл, превращаясь в главное орудие монологического разума и основной способ формирования властных отношений. Наше восприятие действительности напрямую зависит от характера дискурса: тот, кто задаёт систему понятий, формирует и общественное мнение.

Наша очередная беседа будет посвящёна теории эпистем Мишеля Фуко, представленной им в книге «Слова и вещи. Археологии гуманитарных наук». Мы узнаем, что Фуко понимал под эпистемой и рассмотрим, как эволюционировало это понятие. Выделим три основные эпистемы в рамках европейской культуры, узнаем их ключевые особенности и вытекающие из них способы формирования властных отношений.

Как соотносятся мир вещей и мир слов? Какие априорные матрицы лежат в основе нашего познания и как они зависят от исторической эпохи? Возможны ли немонологические формы дискурса? Попытаемся ответить на все эти вопросы и подведём итог нашего исследования, выработав собственное отношение к монологическому разуму и его возможным альтернативам.

Материалом для нас послужит:

Фуко М. Слова и вещи : археология гуманитарных наук. — СПб. : A-cad, 1994.


 

Лектор — Андрей Гасилин

Стоимость — 400р.

Оплатить сейчас — [rk_button sku=»logos150124″ price=»400″ description=»Критика монологического разума в философии XX века»]

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*