Курс посвящён изучению критериев красоты в японской культуре ,очень отличных от европейских, тому, как они формировались, как менялись в связи с эпохой, какова их взаимосвязь с мировоззрением, синтоизмом и буддизмом, их проявление в изобразительном искусстве и некоторых других формах культуры(чайная церемония, искусство садов, икебана, интерьер).
Лекция1. Синтоизм, буддизм, даосизм и их влияние на культуру Японии — 28 февраля в 17-00
Речь пойдёт о начальных этапах формирования Культуры Японии(Дзёмон, Яёй, Кофун,Асука, Нара), когда постепенно складывалось её своеобразие, основанное на сочетании местных традиций и заимствований из культуры Китая и Кореи, и о религиях , сыгравших главную роль в формировании японской культуры и эстетики.
Лекция 2. Культура и эстетика эпохи Хэйан (8-12 века) — 7 марта в 17-00
.Хэйан-эпоха, когда поэтическое восприятие мира пронизало все виды творчества и национальное своеобразие смогло проявиться в полной мере.
Расцвет утончённой придворной культуры, формирование основополагающей эстетической концепции «моно-но-аваре» («печальное очарование вещей), которая особенно зримо выражена в одном из известнейших литературных произведений этого времени- «Записках у изголовья». Сложение национальной школы живописи Ямато-э.
Распространение эзотерических учений буддизма Тэндай и Сингон, разновидности буддизма-амидаизма, их влияние на изобразительно искусство и архитектуру, а также искусство садов.
Лекция 3. Дзен-буддизм и культура самураев. Речь пойдёт о первых двух периодах правления военного сословия, сместившего императора: Камакура и Муромати — 14 марта в 17-00
Кардинальная смена идеалов: вместо утончённого придворного- суровый воин, вместо изысканной дворцовой архитектуры — строгая простота стиля сёин. Бусидо-кодекс чести самурая. Суть дзен-буддизма. Дзенский культурный комплекс- что это такое? Новые эстетические категории- саби и ваби, югэн. Монохромная живопись суйбоку-га (суми-э).
Лекция 4. Дзенский культурный комплекс: чайная церемония, искусство аранжировки букетов-икебана, искусство садов, театр Но
Лекция посвящена периоду Момояма, завершающему эпоху безраздельного правления самураев. В это время японская культура становится более светской, самураи из простых воинов превращаются в высокообразованных людей ,пишущих стихи и картины, владеющих кистью не хуже, чем мечом, быт их становится более утончённым, что способствует изменениям в архитектуре и интерьере, появлению декоративной интерьерной живописи. При этом прежние эстетические идеалы не утрачивают своего значения, с наибольшей полнотой воплощаясь в таких явлениях японской культуры как чайная церемония, икебана ,искусство садов(пожалуй, у большинства людей при слове Япония возникают ассоциации именно с этими явлениями как чисто японскими, а между прочим, происхождение у них китайское)и традиционный японский театр Но.
Лекция 5. Культура эпохи Эдо
Последний период в истории Японии, когда её культура ещё не потеряла своей самобытности. Характеризуется развитием городской культуры, эстетика которой определялась во многом уже вкусами не самураев, а «третьего сословия», то есть, горожан. Но вкусы эти были отнюдь не мещанскими, что хорошо видно на примере самого яркого явления в культуре этого периода-укиё-э. Также поговорим о новом виде японского театра-Кабуки.
Картинка 5.1.«Цветение красной и белой сливы»,парная ширма, художник Огата Корин, 18 век.
Картинка 5.2. «Большая волна в Канагава», художник Кацусика Хокусай,19 век.
Лекция 6. Японский дизайн: традиции и современность
Начиная с 19 века начинается процесс взаимодействия Японии с западной культурой, после второй мировой войны приведший к довольно печальной картине подчинения Японии западным идеалам, против чего выступали многие японцы. Самым известным протестом, пожалуй, было сэппуку(которое у нас не совсем верно называют «харакири»), совершённое японским писателем Юкио Мисимой. Тем не менее, основные принципы японской эстетики не исчезли, они были перенесены на почву нового искусства 20 века- дизайна. О его особенностях и самых известных представителях и пойдёт речь в нашей последней лекции.
Примечания:
1.почти во всех лекциях будут проводится параллели с Китаем, так как японцы очень много заимствовали, поэтому у слушателей будет возможность узнать немного и о китайском искусствеJ
2. В конце курса слушатели получат хронологические таблицы, разработанные автором, где будет в очень краткой форме изложено содержание лекций.
Информация о преподавателе:
Кулакова Дина Сергеевна, историк искусства (закончила МГАХИ им. В.И.Сурикова) , член Ассоциации Искусствоведов.
Стоимость одной лекции — 400р.
[rk_button sku=»2002151144″ description=»Японская эстетика» price=»400″]
Добавить комментарий