fbpx


Курс Японская эстетика


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Курс посвящён изучению критериев  красоты в японской культуре ,очень отличных от европейских, тому, как они формировались, как менялись в связи с эпохой, какова их взаимосвязь с мировоззрением, синтоизмом и буддизмом, их проявление в изобразительном искусстве и некоторых других формах культуры(чайная церемония, искусство садов, икебана, интерьер).

 Лекция1. Синтоизм, буддизм, даосизм и их влияние на культуру Японии — 28 февраля в 17-00

Речь пойдёт о начальных этапах формирования Культуры Японии(Дзёмон, Яёй, Кофун,Асука, Нара), когда постепенно складывалось её своеобразие, основанное на сочетании местных традиций и заимствований из культуры Китая и Кореи, и о религиях , сыгравших главную роль в формировании японской культуры и эстетики.

 Лекция 2. Культура и эстетика эпохи Хэйан (8-12 века) — 7 марта в 17-00

.Хэйан-эпоха, когда поэтическое восприятие мира пронизало все виды творчества и национальное своеобразие смогло проявиться в полной мере.

Расцвет утончённой придворной культуры, формирование основополагающей эстетической концепции «моно-но-аваре» («печальное очарование вещей), которая особенно зримо выражена в одном из известнейших литературных произведений этого времени- «Записках у изголовья». Сложение национальной школы живописи Ямато-э.

Распространение эзотерических учений буддизма Тэндай и Сингон, разновидности буддизма-амидаизма, их влияние на изобразительно искусство и архитектуру, а также искусство садов.

Лекция 3. Дзен-буддизм и культура самураев. Речь пойдёт о первых двух периодах правления военного сословия, сместившего императора: Камакура и Муромати — 14 марта в 17-00

Кардинальная смена идеалов: вместо утончённого придворного- суровый воин, вместо изысканной дворцовой архитектуры — строгая простота стиля сёин. Бусидо-кодекс чести самурая. Суть дзен-буддизма. Дзенский культурный комплекс- что это такое? Новые эстетические категории- саби и ваби, югэн. Монохромная живопись суйбоку-га (суми-э).

«Зима», суйбоку-га, художник Сессю, 15 в. Картинка 3.2. Портрет Минамото Ёритомо.Художник Фудзивара Таканобу.12в.
«Зима», суйбоку-га, художник Сессю, 15 в. Картинка 3.2. Портрет Минамото Ёритомо.Художник Фудзивара Таканобу.12в.

Лекция 4. Дзенский культурный комплекс: чайная церемония, искусство аранжировки букетов-икебана, искусство садов, театр Но

Лекция посвящена периоду Момояма, завершающему эпоху безраздельного правления самураев. В это время японская культура становится более светской, самураи из простых воинов превращаются в высокообразованных людей ,пишущих стихи и картины, владеющих кистью не хуже, чем мечом, быт  их становится более утончённым, что способствует изменениям в архитектуре и интерьере, появлению декоративной интерьерной живописи.  При этом прежние эстетические идеалы не утрачивают своего значения, с наибольшей полнотой воплощаясь в таких явлениях японской культуры как чайная церемония, икебана ,искусство садов(пожалуй, у большинства людей при слове Япония возникают ассоциации именно с этими явлениями как чисто японскими, а между прочим, происхождение у них китайское)и традиционный японский театр Но.

«Ястреб на сосне» ,художник Кано Эйтоку, 16 век. Картинка 4.2. Керамическая чашка для чайной церемонии, 17 век.
«Ястреб на сосне» ,художник Кано Эйтоку, 16 век. Картинка 4.2. Керамическая чашка для чайной церемонии, 17 век.

Лекция 5. Культура эпохи Эдо

Последний период в истории Японии, когда её культура ещё не потеряла своей самобытности. Характеризуется развитием городской культуры, эстетика которой определялась во многом уже  вкусами не самураев, а «третьего сословия», то есть, горожан. Но вкусы эти были отнюдь не мещанскими, что хорошо видно на примере самого яркого явления в культуре этого периода-укиё-э. Также поговорим о новом виде японского театра-Кабуки.

Картинка 5.1.«Цветение красной и белой сливы»,парная ширма, художник Огата Корин, 18 век.

Картинка 5.2. «Большая волна в Канагава», художник Кацусика Хокусай,19 век.

Лекция 6. Японский дизайн: традиции и современность

Начиная с 19 века начинается процесс взаимодействия Японии с западной культурой, после второй мировой войны приведший к довольно печальной картине подчинения Японии западным идеалам, против чего выступали многие японцы. Самым известным протестом, пожалуй, было сэппуку(которое у нас не совсем верно называют «харакири»), совершённое японским писателем Юкио Мисимой. Тем не менее, основные принципы японской эстетики не исчезли, они были перенесены на почву нового искусства 20 века- дизайна. О его особенностях и самых известных представителях и пойдёт речь в нашей последней лекции.

Примечания:

1.почти во всех лекциях будут проводится параллели с Китаем, так как японцы очень много заимствовали, поэтому у слушателей будет возможность узнать немного и о китайском искусствеJ

2. В конце курса слушатели получат хронологические таблицы, разработанные автором, где будет в очень краткой форме изложено содержание лекций.

Информация о преподавателе:

Кулакова Дина Сергеевна, историк искусства (закончила МГАХИ им. В.И.Сурикова) , член Ассоциации Искусствоведов.

Стоимость одной лекции — 400р.

[rk_button sku=»2002151144″ description=»Японская эстетика» price=»400″]

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*