fbpx


Авторский курс Андрея Гасилина: Мышление на границах Логоса


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Содержание курса:

I лекция : О магическом театре и сновидческом письме (90 мин.)

II лекция : О безымянном Боге и неизъяснимой пустоте (90 мин.)

III лекция : О молчаливом знании и пределах логики (90 мин.)

Аннотации к лекциям:

Лекция I : О магическом театре и сновидческом письме 3 февраля в 19-30

lect1
«О чём невозможно говорить, о том следует молчать», – считал Людвиг Витгенштейн. Но даже повседневный человеческий опыт чреват неизъяснимым. Речь – единственный доступный нам способ осмысления действительности. Но как быть, когда мы имеем дело с чем-то, не поддающимся описанию?

Наша первая беседа будет посвящена пограничным видам искусства, существующим через слово, но изменяющих сам смысл человеческого речения. Мы поговорим о театре жестокости Антонена Арто, обсудим автоматическое письмо Андре Бретона, рассмотрим метод нарезок Уильяма Берроуза.

В ходе нашей беседы мы попытаемся разобраться, как искусство XX века вывело логос из поля рационального и вернуло слову древний орфический смысл.

Материалом для нас послужат:

  • Арто А. Театр и его Двойник : Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра. — СПб. : Симпозиум, 2000. — 442 с.
  • Гальцова Е. Д. Театр слова во французском сюрреализме // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. — 2008. — Т. 67, N 6. — С. 3-16.
  • Берроуз У. Счётная машина: Избранные эссе. — Тверь : Kolonna Publications/Митин Журнал, 2008. — 320 с.

Лекция II : О безымянном Боге и неизъяснимой пустоте 10 февраля в 19-30

lect2
Что имеет в виду человек, говорящий об Абсолюте? Быть может это лишь голая абстракция, побочный плод работы интеллекта? Или это попытка представить нечто невообразимое, дать имя чему-то, превосходящему возможности нашего понимания?

В центре нашего разговора будет фигура безымянного Бога и различные формы апофатического (отрицательного) богословия. Мы поговорим о родоначальнике православного мистицизма Дионисии Ареопагите, обсудим учение католического мистика Мейстера Экхарта, рассмотрим смысл священных коанов в дзен-буддизме.

Мистический экстаз и божественная искорка в человеке, хлопок одной ладони и троичная логика – все эти сюжеты помогут нам в исследовании Логоса, пытающегося выразить божественную неизъяснимость.

Материалом для нас послужат:

  • Крылова Н. А. Герменевтика имени Божия в корпусе Ареопагитик // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, Философия. Политология. Социология. Психология. Право. — 2007. — Вып. 4. — С. 172-183.
  • Экхарт И. Духовные проповеди и рассуждения / Майстер Экхарт. — Москва : Политиздат, 1991. — 190 с.
  • Судзуки Д. Т. Очерк первый. Практика коанов как путь к реализации сатори, или достижению просветления // Очерки о дзэн-буддизме. Часть вторая. — СПб.: Наука, 2004. — С. 12-240. — 396 с.

Лекция III : О молчаливом знании и пределах логики 17 февраля в 19-30

lect3
Со времён Декарта мы считаем естественные и точные науки цитаделью рациональности. Для многих из нас научная объективность является основным критерием истинности. Но так ли рациональны методы, которыми руководствуются учёные в своей работе? Не лежит ли в основе научного открытия нечто большее, нежели упорный труд проницательного разума?

В этот раз мы поговорим о невербальном знании в рамках научного исследования. Рассмотрим личностный подход к научной методологии Майкла Полани, обсудим дологические основания познания, указанные Морисом Мерло-Понти, коснёмся понятия непостижимого у Семёна Франка.

Какую роль играют личные предпочтения и эмоции в научном исследовании? Откуда возникает у человека страсть к познанию? Где пролегает граница между миром Логоса и вселенной чистого Бытия? Эти и другие вопросы помогут нам обрести свежий взгляд на феномен научного познания и развеять многие мифы, доставшиеся нам в наследство от эпохи Просвещения.

Материалом для нас послужат:

  • Полани М. Личностное знание : на пути к посткритической философии. — Благовещенск : БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. — 343 с.
  • Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. — СПб. : Ювента : Наука, 1999. — 605 с.
  • Франк С. Л. Непостижимое. — М. : АСТ : Хранитель, 2007. — 512 с.

Лектор — Андрей Гасилин

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*