fbpx


Курс лекций История на блюдце: фарфор

farfor1
В 2007 году в Тяньцзине построен Yuebao House, фасады и интерьеры которого отделаны старинным китайским фарфором. Для отделки было использовано около 5 тыс. раритетных ваз, 4 тыс. тарелок и более 400 млн. фарфоровых черепков

В середине 2014 года на аукционе Sotherby’s в Гонконге была продана фарфоровая чашка, изготовленная в период минской династии Мин (XV в) за 36 млн. долларов. Издавна фарфор называли «белым золотом», время только придаёт ему бОльшую ценность, увеличивает стоимость и эстетический вес. В составе фарфора содержится около 40 компонентов, что сделало этот материал исключительным, а производство – технологически сложным, поэтому вокруг «белого золота» много тайн и загадок, которые мы будем обсуждать на наших лекциях.

Курс рассчитан на широкую аудиторию и состоит из 5 лекций:

  • Лекция 1. Новое сокровище мира: фарфор – «белое золото». Китайский фарфор.
  • Лекция 2. Формула европейского фарфора: высокое качество&безукоризненный стиль.
    Meissen. Villeroy&Boch. Rosenthal.
  • Лекция 3. Диктаторы моды: Севр и Лимож. Тайны французского фарфора.
  • Лекция 4. Образцовое чаепитие: английский фарфор Боу. Челси. Веджвуд.
  • Лекция 5. Европейский фарфор и поиски «русского пути»: от частной мануфактуры английского купца Франца Гарднера до Императорского фарфорового завода

Лекция 1. Новое сокровище мира: фарфор – «белое золото» — 18 августа в 19-30

farfor2
Часть экспозиция Музея Фарфора в Дрездене

Начало производства фарфора в Китае относится к VI веку, когда путем совершенствования технологий и подбора исходных компонентов стали получать изделия, отличающиеся белизной и тонкостью черепка. Оригинальные формы фарфоровых изделий в сочетании со сложной орнаментикой, включением традиционные для китайского искусства сюжетов и тем превращают любую вещь (даже самую простую бытовую вещь) в произведение искусства. На родине изделия из фарфора по ценности и изысканности соперничали с золотыми и нефритовыми украшениями.

В основе современного Музея Фарфора в Дрездене – коллекция Августа Сильного, курфюрста саксонского, который был одержим «фарфоровой болезнью», собрав больше 20 000 разнообразных предметов из китайского фарфора. О том, какие существуют исторические коллекции китайского фарфора в Европе, кто заложил фундаменты в основании этих музеев, об основных типах китайского фарфора от селадона до «зеленых, розовых и черных семейств», о базовых орнаментах и принципах росписи, и о многом другом – мы поговорим на лекции.

Лекция 2. Формула европейского фарфора: высокое качество&безукоризненный стиль. Meissen. Villeroy& Boch. Rosenthal — 25 августа в 19-30

farfor3
Масштабный проект Мейсенской мануфактуры – стометровое панно «Шествие князей рода Веттин», созданное дрезденским художником Вильгельмом Вальтером в 1878-1879 гг. Цвингер, Дрезден

Так называемый «мягкий фарфор» получили в конце XVI века во Флоренции. Его появление было результатом многочисленных опытов. Но настоящий фарфор, имеющий в своем составе каолин, был изобретен в 1710 г. немецким алхимиком Йоганном Фридрихом Бёттгером. Именно тогда в саксонском городе Мейссен была открыта первая фарфоровая фабрика.

О том, какие алхимические тайны заключены в формуле европейского немецкого фарфора, об отличиях «твердого» и «мягкого» фарфора, о традиционных и инновационных сюжетах и мотивах декора, фарфоровой шпиономании, а также о привычных и забытых, исторических формах фарфоровой посуды, и о многом другом – мы поговорим на нашей лекции.

Лекция 3. Диктаторы моды: Севр и Лимож. Тайны французского фарфора — 1 сентября в 19-30

farfor4
Чайная пара из знаменитого «Египетского сервиза». Севр , 1806 г.

Севрская мануфактура благодаря тонкому руководству маркизы де Помпадур и мадам Дюбарри не только приобрела статус успешного предприятия–монополиста, но и стало лидером в производстве роскошного фарфора. Великие художники, архитекторы, живописцы и скульпторы, декораторы и ювелиры считали за честь сотрудничать с королевской мануфактурой, создавая изящные вещицы, которые со временем стали частью коллекций в разных музеях мира.

На лекции мы поговорим об особенностях в технологии производства фарфора Севра и Лиможа, о специфике белого и голубого бисквита, о розовом фарфоре мадам Помпадур и составе сюрту, почему стали использоваться масляные краски в росписи фарфора, что такое «pate-sur-pate», и почему фабрики Bernardaud и Haviland считаются преемниками традиций лиможской мануфактуры.

Лекция 4. Образцовое чаепитие: английский фарфор Боу. Челси. Веджвуд — 8 сентября в 19-30

farfor5
Фрагмент чайного сервиза Wedgwood. 1785

Как говорят англичане: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Качество и высокая стоимость – гарант долговечности и прочности. Сомневаетесь?! На открытии одного из лондонских бутиков четыре кофейные чашки Wedgwood смогли выдержать вес многотонного автомобиля. Пожалуй, такая демонстрация – избыточна, ведь эту марку в мире знают два с половиной века.

Какие предметы входит в классический сервиз Wedgwood, без которого не обходится ни один званый прием английской королевы, в чем суть инновационных научных разработок Джозайи Веджвуда, почему фарфор называют черный базальт, кто определяет дизайн коллекций, какие существуют маркетинговые ходы продвижения классической марки и как быть модным вне времени, и кто является историческим и современным конкурентом компании Wedgwood – всё это  и многое другое мы обсудим на нашей лекции.

Лекция 5. Русский фарфор. ИФЗ — 15 сентября в 19-30

farfor6
Сервиз «Кобальтовая сетка», ИФЗ, 1946. Автор – Анна Яцкевич

В 1723 году Петр I издал указ о предоставлении привилегий фабрикантам, которые сумеют «куриозное художество ввести и распространить» в России. Одним из таких «куриозных художеств» был и фарфор. Русский фарфор возник благодаря стараниям химика Дмитрия Виноградова, который использовал несколько сортов гжельской белой глины, олонецкий кварц и алебастр.

Об истории развития фарфоровых заводов и мануфактур в России, о влиянии иностранных и русских традиций в изготовлении фарфора, о том, как менялась тематика и сюжеты в росписи фарфора в исторической перспективе, об уникальной серии под названием «Собственный», что такое дежёне  и как князь Александр Куракин ввел в европейскую моду русскую сервировку –об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

Лектор – Елена Рубан – культуролог, преподаватель МАрхИ и ВШС.

Стоимость лекции  — 500р.

Можно оплатить заранее — [rk_button sku=»farfor150113″ description=»Фарфор Елена Рубан» price=»500″]

или записаться и оплатить на месте

Подпишитесь на нашу рассылку


Комментарии

Анна

Хочу прийти в понедельник, 16.02 на лекцию о фарфоре.

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*