Зеркало – важный и древний символ, который цивилизации перенимали друг у друга, а культуры разных стран и народов использовали для того, чтобы яснее и полнее понять природу человеческого.
Мировая литература полна игры в отражения: герои смотрели в зеркала, авторы смотрелись в своих персонажей, прошлое и грядущее. Обломов Гончарова был темной стороной лесковского Левши, а Гамлет копировал Дон-Кихота, будучи ни в чем на него не похожим. Сэлинджер видел в зеркале Стивена Кинга, а Лев Толстой – стоящую у кирпичной стены Анну Ахматову.
Тексты, как и мир, пронизаны тончайшими связями, и в лекциях «Книга отражений» мы посмотримся в зеркала, заботливо расставленные на пути пытливого читателя.
Николай Лесков и Иван Гончаров. Левша против Обломова. — 14 января в 19-30
На все руки мастер Левша и лежащий на диване в халате Илья Ильич Обломов кажутся антагонистами, но между ними много общего. Более того, оба эти образа – часть одного и того же характера, часть нашей общей судьбы и исторической биографии. Кто же они такие? Почему так не похожи их авторы? С какой меркой Обломов подходит к сделанному Левшой зеркалу?
Раскольников и Шерлок Холмс. Преступник, детектив и их жертва. — 21 января в 19-30
Главный преступник русской литературы и главный детектив литературы мировой похожи слишком сильно, чтобы можно было просто не обратить на это внимания. Почему убийца не всегда должен сидеть в тюрьме, а сыщик так часто похож на преступника куда больше, чем нам того бы хотелось?
Литература 20-х. Сатира перед зеркалом — 28 января в 19-30
Исаак Бабель, Юрий Олеша, Михаил Зощенко, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров, не став в первый ряд советской прозы, не эмигрировав, не превратившись в официальных авторов и неофициальных кумиров, основали собственную традицию. Она подарила 70-м два самых известных романа, а советских школьников обеспечила романами и рассказами, в которых было слишком много взрослого. Кто, в ком и зачем отражался так долго?
Братья Стругацкие и Республика ШКИД. Воспитай их полностью — 11 февраля в 19-30
Аркадий и Борис Стругацкие считаются фантастами, хотя это, конечно, ничего не объясняет. Леонида Пантелеева приписали по ведомству детской литературы, и это тоже довольно бессмысленно. Герои республики ШКИД стали родителями, бабушками и дедушками, и их внуки дали своим зеркалам решительный бой. С кем и за что сражались потомки главного советского эксперимента?
Эркюль Пуаро и Стигг Ларссон. Как викторианская эпоха превращается в скандинавский нуар — 18 февраля в 19-30
Детектив начинает и выигрывает, но сыщик сыщику рознь. Почему скромный франт-бельгиец, у которого есть щеточка (!) для усов и шведский журналист, который надевает первую попавшуюся майку, так похожи друг на друга? Каковы новые правила скандинавского детектива, откуда они взялись и что из них следует?
Анна Каренина и Анна Ахматова. Слова и молчание женщины в XX веке — 25 февраля в 19-30
Анна Каренина научила женщин молчать, а Анна Ахматова – говорить. Литературный герой, один из самых важных в мировой литературе, и поэт, который придумал себе биографию из осколков былых трагедий – они определили наше восприятие женщины, хотя старались вовсе не для этого? Так о чем говорят женщины, когда молчат, и о чем молчат, когда говорят?
Борис Виан – Генри Миллер – Хантер Томпсон. А у вас ус отклеился — 4 марта в 19-30
В зеркале мы видим тело, но о нем литература писала мало и не слишком умело. XX век взламывает эту ситуацию: теперь можно быть обнаженным и даже – иногда, если хорошо попросить – позволено быть некрасивым. Виан, Миллер и Хантер Томпсон бросили вызов тоталитарной машине, которая не имеет ничего общего с политикой. За что они боролись и почему проиграли?
Гамлет и Дон-Кихот. Самое прямое зеркало в истории — 11 марта в 19-30
Европа, частью которой Россия является и с которой все время спорит и соперничает, разорвана между двумя полюсами: Гамлет и Дон-Кихот – ее Сцилла и Харибда, и всякий вынужден проходить меж ними. Куда же плыть?
Джером Сэлинджер и Стивен Кинг. Две истории об одной ненависти — 18 марта в 19-30
Самый известный в мире затворник и один из самых терзаемых фанатами авторов американской литературы сходятся по разные стороны зеркала, чтобы увидеть в нем историю о том, как «американская мечта» оказалась ложью. Но отказ от мечты не стал тупиком, все только начинается, нужно лишь научиться ненавидеть. Кого? За что? Как сильно?
Александр Блок и Саша Соколов. Империя и ее сыновья — 25 марта в 19-30
Блок был самым пронзительным и тонким поэтом «серебряного века» и хоронил – как и положено, со всеми почестями – Российскую империю Романовых, Саша Соколов оказался последним блоковским литературным наследником и хоронил уже Советский Союз. Почему литература в исполнении эти простых людей так опасна и кто придет после Саши Соколова?
«Братья Карамазовы» и Уильям Фолкнер. В ад и обратно — 1 апреля в 19-30
Достоевский столько всего не дописал, что вся мировая литература XX века дописывала за ним. «Братья Карамазовы» не были окончены, мы не знаем, что случилось с Митей, Алешей и мальчиками, которые сошлись у камня. Отчасти именно об этом писал Уильям Фолкнер, самый необычный американский автор XX века, который лучше всех умел собирать осколки зеркал.
Рей Бредбери и Станислав Лем. Мыслящий тростник, бессмысленный океан и море одуванчиков — 15 апреля в 19-30
Фантастика умеет быть очень разной: Бредбери с его «Вином из одуванчиков» и Лем с его «Солярисом» лучше всех показывают, как именно одни и те же проблемы могут быть увидены сквозь разную оптику. Оба они подводят итог эпохе Просвещения, которая так долго говорила о величии человеческого разума, что совсем забыла объяснить, что делать, когда разум бессилен. Так что же делали Бредбери и Лем?
Золотой французский век и 1968 год. Как началась и чем закончилась великая французская литература — 22 апреля в 19-30
Стендаль и Бальзак, Флобер и Мопассан. Сартр и Камю. Уэльбек и Модиано. За сто лет французская литература прошла удивительный путь и теперь ее совсем уж не разглядеть среди европейских руин. Почему так получилось? Могло ли быть иначе? Кто в этом виноват?
Стейнбек и Андрей Платонов. Сокровенные люди и небесные пажити — 29 апреля в 19-30
Грозовые 30-е, над миром, уже пережившим Первую Мировую, снова нависли тучи. Джон Стейнбек в США и Андрей Платонов в СССР исследуют, любят и теряют куда-то идущих, одиноких, смешных людей. Несчастье на всех было общим, а зеркало, в котором были видны тени уходящих, скоро разбили. Куда шли все эти люди и куда они все-таки добрались?
Пять стихотворений о войне — 6 мая в 19-30
Пять поэтов войны, пять стихотворений о войне, пять отражений мирного времени. За несколько дней до 70-летия Победы мы поговорим о том, что, кроме войны, было в тех стихотворениях, проникнутых болью, любовью и будущим.
Флобер и Островский. Луч света в маленьком аду
Роман Густава Флобера и пьеса Александра Островского – о двух женщинах, бросающих вызов судьбе – оказались куда более значимым для истории, чем это могли себе представить первые читатели этих великих текстов. Как связаны Эмма и Катерина и почему ни одна феминистка никогда не признается им в любви?
===
Преподаватель – Михаил Бударагин, журналист, филолог, преподаватель.
Стоимость посещения одной лекции — 400р.
Можно оплатить заранее —
[rk_button sku=»lit_zerkalo» description=»Литература круглый год. Книга отражений.» price=»400″]
или записаться и оплатить на месте
Добавить комментарий