Романтизм и преодоление Просвещения. Немецкий романтизм и его основатели: братья Шлегели, Новалис, Шлейермахер и Гёльдерлин. Движение «Буря и натиск». От классицизма к романтизму. Спорность феномена романтизма и его ключевые характеристики. Образование кружка романтиков, журнал «Атеней» и распространение духа романтизма. Фридрих Шлегель: что такое ирония и почему искусство есть высшая форма духа. Новалис: от магического идеализма к христианству как универсальной религии. Шлейермахер: романтическая интерпретация религии, новый взгляд на Платона и рождение романтической герменевтики. Гёльдерлин и обожествление природы. Философские взгляды Шиллера и Гёте. Шиллер: понятие «прекрасной души» и проблема эстетического воспитания. Гёте и его отношение к романтизму. Не только Шиллер и Гете: другие мыслители эпохи распада «просветительского разума». Гаман: религиозный мятеж против просвещенного разума. Якоби: полемика вокруг Спинозы и переоценка веры. Гердер: антипросветительская концепция языка и истории. Гумбольдт: идеал человечества и лингвистика.
Тема 1. Упадок магии и рождение «современной» науки. — 16 октября в 19-00
Отторжение магико-герметической традиции: прощай, Гермес Трисмегист! Как астрология перестала быть «наукой» и перестала ли в действительности? Иоганн Рейхлин и Каббала как «наука о Божественном». «Белая и черная магии» Агриппы Неттесгеймского . Ятрохимия Парацельса. Рождение нового образа мира и Вселенной. Рождение Техники.
Тема 1 «Коперниканская революция»: новая парадигма гелиоцентризма и ее философское значение. — 23 октября в 19-00
«Из юристов в астрономы», Николай Коперник: становление ученого. Чем же все-таки не устраивали Коперника Аристотель и Птолемей? Проблемы астрономии до Коперника. Теория Коперника: рождение «коперниканской Вселенной» и «коперниканского человека». Неоплатонизм и реализм Коперника. Общественная деятельность Коперника.
В «тени» Коперника: Тихо Браге и Иоганн Кеплер. 30 октября в 19-00
Между Птолемеем и Коперником: система Тихо Браге. Первый не-астролог среди астрономов. Успех системы Тихо Браге как успех компромисса. Иоган Кеплер: от «круга» к «эллипсу». Математическая систематизация теории Коперника. Три закона Кеплера. Солнце как причина движения планет. «Рудольфинские таблицы» и «Гармония мира». «Космографическая тайна»: в поисках божественного математического порядка небес, заданного Господом-математиком или второе рождение пифагорейско-платоновской картины мира.
Драма Галилея и рождение современной науки. 6 ноября в 19-00
«…и если я узнаю какого-либо еретика или подозреваемого в ереси, то сообщу о нем…»
Подзорная труба как предмет веры. «Звездный вестник» и подтверждение системы Коперника. Эпистемологические разногласия между Галилеем и Церковью. Наука как один из инструментов интерпретации Священного Писания. Галилей: «Наука и вера несоразмерны. Но, будучи несоразмерными, они совместимы.» Первый процесс Галилея. «Диалог о двух главнейших системах» и крах космологии Аристотеля. Второй процесс: осуждение и отречение. Галилеевский образ науки.
Методология и философия в творчестве Исаака Ньютона. 27 ноября в 19-00
Ньютонианская система мира и рождение «классической» физики. Почему без Ньютона не было бы французского Просвещения. Ньютоново яблоко как байка Вольтера. Ньютон и Кант: почему без понимания образа науки Ньютона невозможно понять «Критику чистого разума». «Математические начала натуральной философии» и спор с Гуком. Четыре «правила философского рассуждения» Ньютона. Порядок мира и существование Бога: Ньютон как теолог и богослов. Открытие исчисления бесконечно малых величин и спор с Лейбницем. Мир как механизм. Механика как исследовательская программа.
Фрэнсис Бэкон, первый философ промышленной эры. 4 декабря в 19-00
«Новый Органон» Фрэнсиса Бэкона: три открытия, изменившие мир. «Знание – сила!» Бэкон и коррупция : была ли права палата лордов? Почему Бэкон критикует магов и алхимиков, а также традиционную философию . «Традиционная логика бесполезна для научного исследования». «Антиципации» и «интерпретации природы». Теория «идолов». Социология познания, герменевтика и эпистемология Фрэнсиса Бэкона. Так в чем же заключается смысл науки? Индукция путем элиминации . Experimentum cruris («Решающий аргумент»). Бэкон против чистого техницизма.
Декарт как основатель современной философии 11 декабря в 19-00
Жизнь и творчество. Сомнение как метод познания. Cogito ergo sum. Человек как мыслящая реальность. Существование и роль Бога.Мир как машина. Механицизм и его революционные последствия. Душа и тело как две реальности, не имеющие ничего общего. Правила морали
«АнтиДекарт»: Блез Паскаль 29 декабря в 19-00
Биография Паскаля: история одного болезненного вундеркинда. Изобретение арифмометра: привет Норберту Винеру. Открытие атмосферного давления. «А не сыграть ли нам в картишки?»: рождение теории вероятности. Обретение веры как обретение истины: «Я есмь Бог Исаака, Бог Иакова, Бог Авраама, а не Бог ученых и философов». Янсенизм Паскаля. «Письма к провинциалу». «Пари Паскаля»: а что, если Бог…. «Да нет, он нас просто тут бросил в ожидании смерти»…привет экзистенциализму.
Постдекартова рационализация философии: Спиноза — 5 февраля в 19-00
Жизнь и сочинения Спинозы: как Барух стал Бенедиктом, а неудавшийся раввин философом. Концепция Бога как ось философии. Что общего между этикой и геометрией. «Субстанция», или Бог Спинозы. Бог и мир, naturanaturansи naturanaturata. Три рода познания. Нравственный идеал Спинозы и amor dei intellectualis. Геометрический анализ страстей. Попытка Спинозы встать «по ту сторону добра и зла». Познание как освобождение от страстей и основа добродетели. Концепции религии и государства Спинозы.
Постдекартова рационализация философии: Лейбниц — 19 февраля в 19-00
Лейбниц: Платон, Аристотель и Архимед в одном лице. Почему невозможно понимать философию Лейбница в отрыве от понимания его научных и богословских взглядов. Спор с Ньютоном. «Монадология». Какова сущность лейбницевой монады. Виды монад. Что есть материя и чувственно воспринимаемая реальность по Лейбницу. Теория предустановленной гармонии. «Если Бог возможен, то Он необходим» : теология и богословие Лейбница. Проблема существования зла и почему же мы живем все-таки в «лучшем из возможных миров».
Развитие эмпиризма в философии Нового времени. Часть I: Томас Гоббс — 26 февраля в 19-00
Томас Гоббс и рождение теории политического абсолютизма, или какие идеи может породить врожденный страх недоношенного младенца. Новое определение философии и ее разделов. Номинализм, конвенцианализм и чувственный опыт. «Под рассуждением я подразумеваю исчисление». Механицизм и принцип телесности. Свободы в этом мире нет, нет также места для объективного блага и зла, а следовательно, и для моральных ценностей. Общественная жизнь и мораль как искусственные образования . Теория абсолютного государства. « Homo homini lupus est». «Естественные законы», как рационализация эгоизма и основание общественной жизни. «Договоры без меча, принуждающего их соблюдать» не действуют, необходима власть. «Левиафан»: государство и государственная власть над законом и обществом и вне закона и общества.
Развитие эмпиризма в философии Нового времени. Часть II:Джон Локк- 5 марта в 19-00
«Доктор Локк»: начало карьеры. Задача и программа «Опыта о человеческом разуме». Принцип опыта и критика теории врожденных идей. Основания учения Локка об идеях. Локковская критика идей субстанции, сущности и универсалий. Познание: его сущность и границы. Проблема вероятности и веры. Религия, разум, вера: был ли Локк деистом? Морально-политические взгляды Локка: «Судя по содержанию сочинений, Локк был умеренным человеком».
=========
Лектор — Дмитрий Багдасаров. Преподаватель, более 12 лет читает авторские курсы «Философские вопросы виртуальной реальности и искусственного интеллекта», «Философские проблемы современности», «Философские проблемы естественных наук», «Философия религии», «Религиоведение», «Философия политики» и т.д.
«Начинал преподавательскую карьеру с чтения курса «История религий» в МГУ, еще будучи аспирантом, закончил философский факультет в 1993 году по кафедре философии религии и религиоведения, там же и защищался четырьмя годами позже, диссертацию делал по творчеству Жака Маритена, замечательного французского неотомиста, кстати, в приложениях к этой диссертации едва ли не первые переводы его текстов на русский язык… Параллельно учился во французском университетском колледже при МГУ , в котором довелось слушать лекции таких «звезд», как Деррида, Бодрийяр, Эко, Кристева, Хальтер… Мне очень повезло с учителями и на факультете, где мне удалось прослушать курсы у Вячеслава Всеволодовича Иванова, Аарона Яковлевича Гуревича, Михаила Левоновича Гаспарова (потрясающий курс истории русской поэзии…), Елеазара Моисеевича Мелетинского, Сергея Сергеевича Аверинцева…., ну а курс «Введение в православное богословие» я сдавал тогда еще совсем молодому, но уже подающему большие надежды клирику…отцу Андрею Кураеву….
На сегодняшний день я вхожу в число 10 самых популярных и высокооплачиваемых преподавателей своего вуза со своим собственным фан-клубом…, но…всегда хочется чего-то еще…. В последнее время мне все чаще хочется вернуться к истокам… Тем более, что определенная часть наработанного мною материала не входит в формат преподавания философских дисциплин в техническом вузе. Например, философское и религиоведческое исследование кино…в конце концов, не одному же Славою Жижеку этим заниматься.»
Стоимость посещения — 400р.
Можно оплатить заранее — [rk_button sku=»filocof231014″ description=»История философии» price=»400″]
или записаться и оплатить на месте
Добавить комментарий