fbpx


курс лекций Зарубежная литература. Дневные и ночные маяки


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

zapadnayaСлучается так, что зарубежных писателей мы любим больше, чем родных: загадка чужого всегда интересней, чем тайны своего.

Отчасти чтение французов или немцев, сербов или колумбийцев – дань моде, которая слишком прихотлива, чтобы мы успевали вдаваться в частности. Отчасти интерес к книгам продиктован тем, что о них никогда не говорили в школе.  Но мировая литература – это не только имена, не одни лишь маяки, а целое море идущих в ночи кораблей. Что и куда они везли, как перекликались с собой в ночи, в каких портах бросали якоря – обо всем этом я расскажу в первой части курса «Зарубежная литература».

Свистать всех наверх.

1. Теперь так много греков в Вавилоне. Эдип,  Сизиф,  Геракл как зеркало современного мира — 17 сентября в 19-30

illiada

Древняя Греция так далека от нас, что, казалось бы, и помнить нечего. Но именно греки задали когда-то направление, магистральный курс, которым мы все и следуем до сих пор. Куда он приведет и зачем нужно читать Гомера осенью 14-го?

 

2. Десятый круг Рая. Дант и его мечта — 24 сентября в 19-30

zapadnaya1

Дант был политиком. И его «Ад» – во многом именно политическая работа, трактат о государстве и Боге. Почему «Божественная комедия» оказала на европейскую (и русскую) литературу такое огромное влияние и как не запутаться в маяках райских и адских?

 

3. Дон-Кихот против Гамлета. Два лика европейской цивилизации. — 1 октября в 19-30

Дон Кихот и Санчо Панса. 1850. Домье Оноре
Дон Кихот и Санчо Панса. 1850. Домье Оноре

Европа, частью которой Россия является и с которой все время спорит и соперничает,  разорвана между двумя полюсами: Гамлет и Дон-Кихот – ее Сцилла и Харибда,  и всякий вынужден проходить меж ними. Куда же плыть?

 

4. Все мы – мушкетеры. Большой европейский роман и Великая французская революция — 8 октября в 19-30

svoboda_louvre
Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ»

Кардинал Ришелье был совсем не таким, каким его описывает Дюма, а графа Монте-Кристо не было вообще. Зачем сегодня экранизировать «Отверженных» и как Дюма и Гюго предсказали все, что случится в Европе в 1968-м?

 

5. «Луч света в маленьком аду». «Госпожа Бовари» Густава Флобера и «Гроза» Александра Островского – опыты сближения. — 15 октября в 19-30

bovari
Кадр из фильма «Госпожа Бовари»

Роман Густава Флобера и пьеса Александра Островского – о двух женщинах, бросающих вызов судьбе – оказались куда более значимым для истории, чем это могли себе представить первые читатели этих великих текстов. Как связаны Эмма и Катерина и почему ни одна феминистка никогда не признается им в любви?

oliver

6. Оливер Твист и другие взрослые люди. Откуда и зачем в мире взялась детская литература? — 22 октября в 19-30

Дети появляются в мировой литературе очень поздно, на авансцене все время действуют маленькие взрослые. Все меняется в XIX веке, и роль Чарльза Диккенса в этих изменениях нельзя переоценить. Как из Оливера Твиста вырастают Мальчиш-Кибальчиш, Карлсон и Винни-Пух?

736085-300x236

7. Грегор Замза превращается, превращается… Как Франц Кафка из сказки сделался былью  — 29 октября в 19-30 

Кафку читать хочется, но больно. Он – главный вызов всей европейской литературе и западному мироустройству. Он – наша беда и наша вина. Почему автор начала XX века так актуален сегодня и куда деться от неизбежного превращения в неизвестное насекомое?

hesse-wolk

8.  Тайна Степного волка. Трудный путь Германа Гессе  — 5 ноября в 19-30

Герман Гессе – самый непонятый писатель 20 века.  Не было в XX веке автора более противоречивого,  чем он, не было никого, кто перерастал бы самого себя так быстро и так мучительно. О чем написана притча о волке и как правильно играть в бисер?

povelitel-muh

9. Джойс против Голдинга. Большая британская битва за наследство Уинстона Черчилля — 12 ноября в 19-30 

Икона европейского авангарда и школьный учитель, ирландец из столицы и англичанин из провинции, географ Дублина и нобелевский лауреат – что их роднит? Почему именно Джойси Голдинг оказались главными англичанами XX века и при чем здесь все-таки Черчилль?

remark

10. Гитлер, Иосиф, его братья. Томас Манн и Эрих-Мария Ремарк как зеркало немецкого поражения — 19 ноября в 19-30

Ремарка очень любят барышни, а Томаса Манна – мужчины, у которых есть время осилить тысячу страниц из истории Иудеи. Но оба писателя – каждый по-своему – глубоко переживали потрясающий провал страны, которую считали Родиной и с которой никак не смогли совпасть. Почему Ремарка и Манна нужно читать не порознь, а вместе?

 

11. Ад — это Другие. Альбер Камю и Жан-Поль Сартр на пороге новой литературы — 26 ноября в 19-30

Ty1AiWKOWjg

Франция подарила XX веку Антуана де Сент-Экзюпери, 1968-й и правила жизни в мире, навсегда лишенном смысла. Как и почему Сартр и Камю оказались поднятыми на знамена последней европейской революции и почему их имена будут написаны на грядущих знаменах?

 

12. О чем молчат древние боги. Стивен Кинг и его дети  — 3 декабря в 19-30

king

Стивен Кинг – писатель, сделавший из самого презренного жанра мастерскую шедевров, но главное – не в этом. В ужастиках он описал ту Америку, о которой не хотели знать сами американцы, и придумал главного герояXXI века, идущего к своей Темной башне. Как же читать Кинга правильно?

 

13. Открывая Америку. Маркес и Борхес, которые знают все  — 10 декабря в 19-30

Marquez

Латиноамериканская литература оказала на мир значительное влияние, появившись словно бы из ниоткуда. Габриель Гарсиа Маркес и Хорхе Луис Борхес – лучшие проводники на другую сторону планеты, и если вы соберетесь доплыть до Бразилии и Кубы, то начать стоит с рассказа о полковнике, которому никто не пишет, и библиотеке, в которой можно заблудиться.

 

14. Великие японцы. Кобо Абэ,  Ясунари Кавабата. Коидзи Судзуки – по ком звенит «Звоно»?  — 17 декабря в 19-30

kobo

По Японии мы судим, конечно, не по литературе, спасибо великому Миядзаки. Но главный аниматор современности теснейшими узами связан с новой словесностью Страны Восходящего Солнца. Как Япония неожиданно для самой себя оказалась одной из ведущих литературных стран века и почему нам в этой словесности все так понятно и знакомо?

Братья и не братья. Сербская литература как ожидание Рождества — 24 декабря в 19-30

serbia

Нет ничего проще, чем выучить сербский язык, и ничего сложнее, чем понять сербскую литературу. Османское владычество, магический реализм, роман в форме кроссворда — все это они, родные

===

budaragin

Преподаватель – Михаил Бударагин, журналист, филолог, преподаватель.

Стоимость посещения одной лекции — 400р.

Можно оплатить заранее —
[rk_button sku=»zar_lit_1510″ description=»Зарубежная литература» price=»400″]

или записаться и оплатить на месте

Подпишитесь на нашу рассылку

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*