Какие ассоциации вызывает имя «Платон»? Вероятно, мы не будем слишком далеки от истины, если вспомним о «сущности», «универсуме», «вечности». Но, был ли Платон в действительности тем отрешенным мыслителем, каким его обычно представляют? Достаточно произнести слово «Государство», служащее названием наиболее объемному и концептуально насыщенному платоновскому произведению, чтобы ответ на этот вопрос стал очевидным. Понятия, используемые Платоном, обретают силу и остроту в условиях объемлющего образа политического единства. Качества философа совпадают с необходимыми чертами характера «государственного мужа». В рамках этого курса мы попытаемся проанализировать философствование Платона, исходя из имманентного ему «социального» проекта.
1. Полития и добродетель. Майевтическое искусство Сократа. 22 июля в 19-30
Знаменитый вопрос Сократа, учителя Платона и главного персонажа диалогов, – можно ли научиться добродетели (arete)? – ставится в контексте существования человеческого сообщества, образцом которого служит античный город (polis). Сократ противопоставляет дискурсу софистов, господствовавших в Афинах и претендовавших на умение «научить доблести всякого» майевтический (повивальный) метод, вносящий критерий отбора. «Нельзя научить добродетели тех, кто в ней не плоден» – заявляет Сократ. Сравнение знания с плодом изменяет и саму технику обучения: тот, кто претендует на знание, отвечая на вопросы Сократа, припоминает то, что созерцала его душа в «надлунном царстве», но уже в условиях, в которых он существует как гражданин. Поставим вопросы: что на самом деле значит платоновское созерцание идей (eidos)? И какую роль оно играло в рамках полисного существования?
2. Справедливость как форма. 29 июля в 19-30
Платон выделяет четыре основных «свойства» наилучшего общества: мудрость (sophia), мужество (andreia), рассудительность (sophrosyne) и справедливость (dicaiosyne), где первая принадлежит сословию правителей, вторая сословию стражей, третья сословию ремесленников, а четвертая является, своего рода, качеством целого, утверждающим их в форме единой государственной «симфонии». Двигаясь от не имеющего места, у-топичного (u-topos) образа золотого века, служащего Платону ориентиром на пути совершенствования эллинского общественного строя, через фигуру «большого организма», выполняющую иллюстративную функцию, мы эксплицируем творческую взаимосвязь между структурой «идеального» государства и строением «человеческой души», устанавливаемую античным философом.
3. Проекция природы. 5 августа в 19-30
Фигура порядка, имеющая воспитально-политическое происхождение, проектируется Платоном на природу (physis). Physis– это непрерывный процесс становления, необратимого возникновения и уничтожения вещей. По общему смыслу термину physisблизко то, что греки называли anakiklosis, подразумевая вращательное движение, обуславливающее «возвращение» одних и тех же фигур жизни общества: порочный круг, в который заперты деяния человека в силу отсутствия у него благоразумия. Платон обсуждает идею эона (aion), связанную с представлением об обновленном космическом цикле, где «земное» и «небесное» бытие сплетаются воедино. Порядок становления платоновского государства не может быть понят в отрыве от космических закономерностей (смена дня и ночи, времен года, круговращение планет и звезд), утверждаемых посредством математического прообраза, которым руководствовался сам Демиург, создавая вселенную.
Лектор — Борис Подорога, историк философии, преподаватель.
Стоимость — 400р. за одну лекцию
Добавить комментарий