fbpx


История философии с Дмитрием Багдасаровым


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Тема 1. Почему философия? 13 марта в 19-30

А что такое философия вообще? Почему философия – не наука? Что общего у философии и математики? Философия как форма мировоззрения или что общего между философией и Windows. Почему она возникает именно в Греции? Почему ее не знает Древний Восток и познал ли он ее позднее? Определение понятия «Философия» или почему ни Конфуций, ни Лао Цзы не философы.

Jonathan Ducruix (с)
Jonathan Ducruix (с)

Тема 2 Досократики: вперед, на поиски первоначала! 20 марта в 19-30
Почему вообще возникла эта странная идея — искать первоосновы всего? Ведь можно было и так наслаждаться жизнью! Неугомонный Фалес. Вода как архэ. Ученики и первая философская школа: может быть, это все выдумал Платон? Плачущий Гераклит и фантазии марксистов на его счет. Магический Пифагор: а был ли мальчик? Элеаты и черепахи. Софистика как стиль мышления и философия.

Тема 3 «Антропологический поворот» софистики от «фюзиса» к человеку.  27 марта в 19-30

Сократическая философия как лекарство от несчастливого брака. Эксцентричные последователи Сократа: от Антисфена до киников. Диоген Синопский: человек-анекдот или о пользе жизни в бочке.

Jonathan Ducruix (C)
Jonathan Ducruix (C)

Тема 4 «Врач-философ равен богу». — 3 апреля в 19-30

Гиппократова медицина как квазифилософская система, или почему без нее не было бы ни Платона, ни Аристотеля. «Священная болезнь» или как свести все болезни к одной. Трактат «О природе человека» как откровение античного «Доктора Хауса». Клятва Гиппократа: «брать или не брать» или почему медицина должна быть платной.

 Тема 5. Философия Платона: «А не выйти ли нам из пещеры?» — 10 апреля в 19-30

«Аристоклизм – звучит не круто!» или знали бы мы о Платоне, если бы он остался Аристоклом? Платон и Сократ или как сделать из исторической личности персонаж. Философия как систематизированный миф: обоснование метафизики. «Гиперурания – идеальный мир, но если он существует, то откуда взялась эта убогая хибара, в которой я живу?!» Познание как припоминание или  полшага до Канта. Эротика как путь к постижению абсолюта: а вот до этого Кант бы точно не додумался! Взгляд на человека: тело как тюрьма души или почему истинный философ должен желать смерти. Идеальное государство Платона или как же не повезло атлантам. Платоновская Академия и как ее угробили последователи.

Тема 6. «Платон мне друг….» Философия Аристотеля. — 17 апреля в 19-30

Аристотель в платоновской Академии: богатый провинциал в столице. Почему Аристотель не стал Платоном 2.0? Увлечение медициной как ключ к пониманию отличия  взглядов Аристотеля от воззрений Платона. Метафизика Аристотеля: «Материя+форма=вещь» или добро пожаловать в реальный мир! Да здравствует дедукция или логика Аристотеля как подарок Шерлоку Холмсу. Нравственность как привычка или о пользе дрессуры женщин, детей и животных. Человеческая душа по Аристотелю или почему вы не станете баобабом после смерти. Общество и государство: а есть ли разница, особенно когда ты – богатый царедворец? «Все хочу, все хочу, все хочу на свете знать!», Аристотель как ученый и первый в своем роде энциклопедический ум, ставший авторитетным на века.

Тема 7. Философия Эллинизма или способны ли империи порождать оригинальное мышление? — 24 апреля в 19-30

Революция Александра Великого: идея универсальной божественной монархии. Прощай, «гражданин» и здравствуй, «подданный». Человек эпохи: индивид в поисках своего маленького личного счастья. Рождение «безродных космополитов».  Новая этика: «научите меня быть счастливым!» Конец философии как целостного знания и ее превращение в собрание поучений для домохозяек. Стоицизм: чему все-таки учил Сенека Нерона? Эпикур и эпикурейцы: «…а хорошо жить-еще лучше!» Скептики: «я знаю только то, что ничего не знаю точно, да и вообще, меньше знаешь-крепче спишь!» Философская эклектика Рима: игры дилетантов.

Тема 8. Закат философии Античности: философствование на основе религии­ — 15 мая в 19-30

Конец античного » общества потребления» и рождение нового религиозного духа. Философия с опорой на Откровение: от познания мира к познанию Бога. Два типа александрийской философии: восточная (еврейская) и все еще греческая. Филон Александрийский и Плотин. Философия Филона: познать Бога через Священное Писание. Неоплатонизм Плотина как интеллектуальная фантазия, пережившая века.Заключение: античный взгляд на мир, как пример и образец для последующих эпох.

Alison Scarpulla(с)
Alison Scarpulla(с)

 

Тема 9. Библия как духовная Революция: «Истинно говорю вам, кто не родится заново, не сможет увидеть Царства Божия». — 22 мая в 19-30
Можно ли прочесть Библию глазами ученого или почему она меняет свой смысл в зависимости от веры или неверия читающего. Как Библия стала Книгой Книг и из чего она все-таки состоит. Что такое «Завет»? Фундаментальные идеи Библии, поднимающиеся над греческим философским дискурсом: монотеизм, креационизм, провиденциализм, новый антропоцентризм. Божественное повеление как источник новой морали. Идея первородного греха и искупления. Любовь как благодать: от греческого Эроса к христианской Агапэ. Христианское послание величайшая переоценка всех ценностей. Новый смысл человеческой жизни и всемирной истории.

Тема 10. Патристика, часть I —  5 июня в 19-30
Доктринальные и философские проблемы, связанные со Св.Писанием. Филон Александрийский как предшественник Отцов Церкви. Христианские ереси как источник «вдохновения» апологетов. Первая попытка философского осмысления христианства апологетами-греками в Александрии. Климент и Ориген. «Золотой век» Патристики и его наиболее значимые персонажи. Никейский Символ Веры. Григорий Нисский. Апофатическая теология. Максим Исповедник и последний значимый христологический спор на Халкедонском Соборе. «Аристотель Патристики»: Иоанн Дамаскин как великий систематизатор и предтеча схоластики.

 Тема 11 Патристика, часть II(Латинская Патристика и Блаженный Августин) — 19 июня в 19-30

 Патристика на Латинском Западе. Апологетика Минуция Феликса как пример огульного  поношения оппонентов. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан: «верую, ибо абсурдно», чтобы прийти к Богу, нужно быть простодушным. Апогей Патристики: Блаженный Августин. Духовная эволюция: от манихейства к христианству. Философствование в вере: «Никто не сможет пересечь море  века сего иначе как на распятии». Открытие «Я» как личности в «Исповеди» Бл. Августина. Истина и прозрение: как нам познать Бога? Первые попытки доказательств божественного бытия. Тринитарная проблема. Мир Бл. Августина: творение, идеи как мысли Бога и «разумные семена» вещей, темпоральность и вечность. Проблема зла и его онтологического статуса. Воля, свобода и благодать и почему «истинная свобода есть служение Христу». «Град земной» и «Град Божий». Человек есть любовь: «достойный человек тот, кто любит достойное любви».

Тема 12 От Патристики к Схоластике. — 26 июня в 19-00

Боэций: последний из римлян и первый из схоластов. «Утешение философией»: Бог – это само счастье! «Этимологии» Исидора Севильского. Университет как типичный продукт Средневековья. Иоанн Скот Эриугена и первая теоретизация «рацио» в функции веры. Ансельм Д’Аоста и новые типы доказательств бытия Бога. «Верю, чтобы понимать». Шартрская и Сен-Викторская школы. Пьер Абеляр: «понимаю, чтобы верить». «История моих бедствий» как захватывающая lovestory.  Иоанн Солсберийский: утверждение границ разума и авторитета веры.

Тема 13. Великие систематизации разума и веры в Средние Века. Рождение Схоластики.  — 3 июля в 19-00

Что такое «Золотой век» теологии и его границы. Крестовые походы и открытие аристотелианского наследия. Проникновение греческой и арабской культуры на Запад. «Коллегиум» из Толедо. Аристотелизм Авиценны (Ибн Сины). Аверроэс (Ибн Рушд) и проблема совместимости аристотелизма и  истин Ислама. Латинские аверроисты. Моисей Маймонид и еврейская философия, их влияние на мысль средневекового Запада. Рождение схоластики: Альберт Великий.

Тема 14. «Немой буйвол» схоластики.- 10 июля в 19-00

Фома Аквинский как гений средневековой метафизики. Разум и философия как преамбула веры. Вера ведет разум или наоборот? Теология не подменяет философию. Фундаментальная структура метафизики Аквината. Трансценденталии. Аналогия бытия: мир, как образ и подобие Бога. Пять способов доказательства существования Бога. Lexaeternalexnaturalislexhumanalexdivina. Право естественное и позитивное. Бонавентура и Фома: одна вера но две философии. Полемика с Сигером Брабантским.

Тема 15. Экспериментальная философия и научные исследования эпохи Схоластики. — 17 июля в 19-00

Роберт Гроссетест и первые ростки эмпиризма. Роджер Бэкон: наилучший путь познания-опыт. «Доктор Субтилис». Иоанн Дунс Скот и окончательное размежевание философии и теологии: «под опекой теологии философия не улучшается, а теология, используя философские приемы, не становится убедительней». «Понимать, чтобы любить в свободе».

Тема 16. Позднее Средневековье: потеря равновесия между верой и разумом. — 31 июля в 19-00

Уильям Оккам: «Верю и понимаю». «Бритва Оккама» и конец традиционной метафизики Средневековья. Эксперимент как единственное достоверное основание познания. Оккамисты и развитие науки, или почему без Оккама не было бы Галилея. Плюрализм против теократии: политические следствия оккамизма. Марсилий Падуанский. Долютеровская реформация: Джон Уиклиф и Ян Гус. Немецкая спекулятивная мистика: Мейстер Экхарт. Новации схоластической логики и «Арс Магна» Раймонда Луллия.

Тема 17. Основные характеристики мысли эпохи Гуманизма и Возрождения. — 11 сентября в 19-00

Что такое Гуманизм и Возрождение? Несколько слов о правомерности и корректности использования этих терминов. Почему некоторые историки считают, что Возрождения «не было»? Эпоха Возрождения с точки зрения хронологии. Почему невозможно провести четкую концептуальную границу между Средневековьем и Возрождением. Литературно-философская фальсификация как культурно-исторический феномен и основание целой эпохи. Восточные и языческие «пророки» и «маги» как основатели теологической и философской мысли Возрождения. Гермес Трисмегист: историческая реальность и возрожденческие интерпретации. Псевдозороастризм эпохи Возрождения. «Орфей» Ренессанса.  А была ли реально угроза языческого реванша? Оправдание инквизиции.      

=========

Лектор — Дмитрий Багдасаров. Преподаватель,  более 12 лет читает авторские курсы «Философские вопросы виртуальной реальности и искусственного интеллекта», «Философские проблемы современности», «Философские проблемы естественных наук», «Философия религии», «Религиоведение», «Философия политики» и т.д.

«Начинал преподавательскую карьеру с чтения курса «История религий» в МГУ, еще будучи аспирантом, закончил философский факультет в 1993 году по кафедре философии религии и религиоведения, там же и защищался четырьмя годами позже, диссертацию делал по творчеству Жака Маритена, замечательного французского неотомиста, кстати, в приложениях к этой диссертации едва ли не первые переводы его текстов на русский язык… Параллельно учился во французском университетском колледже при МГУ , в котором довелось слушать лекции таких «звезд», как Деррида, Бодрийяр, Эко, Кристева, Хальтер… Мне очень повезло с учителями и на факультете, где мне удалось прослушать курсы у Вячеслава Всеволодовича Иванова, Аарона Яковлевича Гуревича, Михаила Левоновича Гаспарова (потрясающий курс истории русской поэзии…), Елеазара Моисеевича Мелетинского, Сергея Сергеевича Аверинцева…., ну а курс «Введение в православное богословие» я сдавал тогда еще совсем молодому, но уже подающему большие надежды клирику…отцу Андрею Кураеву….
На сегодняшний день я вхожу в число 10 самых популярных и высокооплачиваемых преподавателей своего вуза со своим собственным фан-клубом…, но…всегда хочется чего-то еще…. В последнее время мне все чаще хочется вернуться к истокам… Тем более, что определенная часть наработанного мною материала не входит в формат преподавания философских дисциплин в техническом вузе. Например, философское и религиоведческое исследование кино…в конце концов, не одному же Славою Жижеку этим заниматься.»

Стоимость посещения — 400р.

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*